Изменения в госзакупках с 1 июля 2018 года — полный список

Что изменится в госзакупках с 1 июля 2018?

Изменения в госзакупках с 1 июля 2018 года — полный список

Уважаемые пользователи портала, тендерные специалисты, участники торгов! Напоминаем, что с 1 июля должны вступить в силу масштабные поправки в 44-ФЗ. Но почти в последний момент законодатели признали, что ни рынок, ни его участники, ни законодательство не готовы к вступлению в законную силу ряда запланированных нововведений.

Поэтому часть изменений вступит в силу с 1 июля текущего года, а часть будет принята постепенно, в срок до 1 января 2019 года. Чтобы избежать путаницы и разночтений мы подготовили для вас обзор изменений, с указанием, какие из них вступают в силу с 1 июля, а какие будут реализовываться в период до 1 января 2019.

Смотрите видео с нашим экспертом!

Итак, что вступает в силу с 1.07.2018:

  1. Не нужно будет предоставлять обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах, если НМЦК не превышает 1 млн рублей.

Изначально правительство обязало заказчиков устанавливать требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, если НМЦК превышает 5 млн рублей, если иное не установлено Правительством РФ (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

Позже этот рубеж был понижен до 1 млн рублей. Таким образом, при проведении конкурсов и аукционов с НМЦК ниже 1 млн рублей обеспечения заявок предоставлять не нужно.

Если НМЦК закупки выше 1 млн, заказчик должен установить требование к обеспечению заявок, при этом размер обеспечения заявки должен будет составлять (ч. 16 ст. 44 44-ФЗ):

  • 0,5- 1% НМЦК при НМЦК 5-20 млн рублей;
  • 0,5- 5% НМЦК при НМЦК более 20 млн рублей.
  • до 2% от НМЦК если закупка осуществляется в соответствии со ст. 28, 29 44-ФЗ, а участником закупки является учреждение или предприятие УИС, либо организация инвалидов.

Стоит отметить, что в законе остались пробелы, в частности не установлено:

  • каков размер обеспечения заявки на участие в торгах при НМЦК от 1 до 5 млн рублей?
  • вправе ли заказчик установить требование об обеспечении заявки на участие в торгах, если НМЦК не превышает 1 млн рублей?
  1. Единый порядок заключения контракта по результатам конкурентных процедур в электронной форме (ст. 83.2 44ФЗ).

С 1 июля внедряется единый порядок заключения контракта. Изменяются следующие моменты:

  • возможность направить протокол разногласий будет только 1 раз (ч. 4 ст. 83.2 44-ФЗ);
  • теперь второй участник может быть признан уклонившемся, если не предоставил вовремя обеспечение исполнения контракта или не подписал проект контракта, при этом ранее выразил согласие на заключение и исполнение договора.
  1. Участники закупок должны будут использовать усиленные квалифицированные электронные подписи с 1 июля 2018 года.

Компании, которые используют неквалифицированные ЭП, должны сменить их на квалифицированные, чтобы принимать участие в закупках. Напоминаем, что вы можете оформить электронную подпись онлайн на нашем сайте. Оформим за сутки!*

  1. Изменится срок направления в РНП сведений об участнике, с которым заключается контракт как с единственным контрагентом по итогам несостоявшейся конкурентной процедуры (ч. 5 ст. 104 44-ФЗ).

Если победитель закупки уклонился от заключения контракта, заказчик направляет в ФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) информацию об этом участнике, а также документы, свидетельствующие об уклонении, в течение 3 рабочих дней с даты признания его уклонившимся от заключения контракта (сейчас информация направляется в ФАС России в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта).

  1. Правительство сможет определить порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта.

Такое право ему предоставлено ч. 29 ст. 34 44-ФЗ, которая начнет действовать с 1 июля.

  1. Появится еще одно единое требование к участникам закупки.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ таким единым требованием является отсутствие у участника ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ. (При этом ограничения не определены. Предполагается, что данная норма введена, чтобы оперативно вносить ограничения (например, как контрсанкции)).

  1. В контракт должно будет включаться условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком, на размер налогов и иных обязательных платежей, связанных с оплатой контракта. Таким образом, заказчик становится налоговым агентом для физлица при заключении контрактов между ними.

В контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юрлицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с налоговым законодательством такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком (п. 2 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).

  1. Конкретизировались нормы проведения запросов предложений (Часть 18 ст. 34 44-ФЗ дополнена положениями о запросе предложений).

Изменить количество товара, объем работ, услуг можно будет при подписании контракта, заключаемого по итогам запроса предложений. Напомним, что в силу п. 4 ч. 6 ст.

83 44-ФЗ документация о запросе предложений должна содержать информацию о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги при заключении контракта. Однако ч. 18 ст.

34 44-ФЗ в настоящее время указывает, что изменить такие условия при подписании контракта можно только в том случае, если это предусмотрено конкурсной документацией или документацией об аукционе.

Вступление в силу каких норм откладывается:

  1. ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: Открытие специальных счетов для оплаты участия в закупках

Участникам закупок необходимо открыть спецсчета доя размещения денежных средств, предназначенных для обеспечения заявок и контрактов.

Правительство уже установило требования к договорам спецсчетов, разрешило использовать в этом качестве существующие банковские счета участников закупок и ввело требования к взаимодействию электронных торговых площадок (ЭТП) и банков.

Однако сроки вступления постановления в силу опираются на отлагательную норму: требования будут применяться после отбора правительством нового пула ЭТП (площадки еще не отобраны) для работы по новым правилам. Из-за переноса вступления в силу нормы по спецсчетам, откладываются иные нововведения, связанные с внедрением спецсчетов.
  1. ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: Право заказчиковпроводить конкурсы, запросы котировок и запросы предложений в электронной форме.

Заказчики вправе проводить в электронной форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и запрос котировок (п. 43 ст. 112 44-ФЗ).

Изменяются требования к формированию заявок на участие в электронных процедурах. За исключением электронного аукциона – все переводится с бумажных носителей в электронную форму.

Норма откладывается до внедрения системы спецсчетов.

  1. ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: Плата за участие в закупке, проводимой в электронной форме.

Операторы площадок вправе взимать плату с победителя обычной электронной закупки или ее закрытого аналога. Те, с кем контракт заключается при уклонении победителя, от платы освобождены. Величину платы определяет оператор площадки. Он же публикует сведения о ней.

Размер платы не может превышать:

— 2 тыс. руб. — при закупках среди СМП и СОНКО;

— 5 тыс. руб. — при прочих закупках.

— 1% если НМЦК не больше 500 тыс. руб. или для закупок среди СМП и СОНКО меньше 200 тыс. руб.

Плату по требованию оператора банк спишет со специального счета участника. Если такого счета нет, о перечислении денег должен позаботиться участник. (ст. 24.1 44-ФЗ). Норма откладывается до введения спецсчетов.

  1. ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: С 1 июля 2018 по 30 июня 2019 года включительно заявки на участие в торгах в электронной форме обеспечиваются только путем внесения денежных средств (ч. 52 ст. 112 44-ФЗ).

При этом при проведении электронных торгов денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Норма откладывается, пока не будут введены спецсчета, а спецсчета не будут введены, пока не отобраны ЭТП, а ЭТП планируется отобрать в июле.

  1. ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: отбор и перезаключение соглашений с ЭТП

Правительство должно отобрать и заключить соглашения с Электронными Торговыми площадками (ЭТП) для проведения закупок по новой схеме с учетом перехода на электронные торги.

Далее площадка должна пройти проверку готовности к началу работы: ЭТП должна соответствовать требованиям 44-ФЗ и актами правительства РФ (есть интеграция с ЕИС, заключены соглашения с банками по спец счетам, есть представление обеспечения соглашения и т.д.).

 При успешном прохождении аудита с ЭТП заключают соглашение. С этого момента на площадке можно проводить закупки. Планируемый срок заключения соглашений — до 1 октября текущего года.

*Оформление ЭП за 24 часа с момента получения документов от заказчика. 

Изменения в закупках в 2018 году: обзор изменений 44-ФЗ

Изменения в госзакупках с 1 июля 2018 года — полный список

Полный обзор (с ми) изменений законодательства о контрактной системе, вступающих в силу в 2018 году.

1. При описании объекта закупки можно указывать товарный знак в сочетании с фразой «или эквивалент»

2. Описание лекарственных препаратов

3. Заказчики вправе заключать контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств

4. Контракт можно заключить со следующим участником закупки в случае отказа от заключения контракта с победителем на основании ч. 9, 10 статьи 31

5. Типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения

6. Перенесен ввод в действие новых требований к банковским гарантиям

7. Изменения в закупках у единственного поставщика

8. Возобновление контроля в сфере закупок согласно ч.5 ст.99 Федерального закона № 44-ФЗ

9. Продлено приостановление проверки казначейством сведений, направляемых в реестр контрактов

10. Изменение порядка рассмотрения обращений физических лиц в контрольные органы

11. Изменения в направлении информации в реестр недобросовестных поставщиков

12. Изменения в планировании закупок

13. Закупки связанные с созданием и функционированием средств связи и информационных технологий для FIFA 2018 осуществляются не по 44-ФЗ

14. Появился Реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ

15. Запрет на допуск иностранных программ и баз данных не распространяется на программное обеспечение из государств Евразийского экономического союза

16. Изменения правил формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг

17. Конкурсы, запросы котировок, запросы предложений будут проводиться в электронной форме

18. По несостоявшимся процедурам срок изменения план-графика уменьшен

19. Новое требование: отсутствие у участника ограничений для участия в закупках

20. Уточнены требования контракта

21. Правительство сможет определять минимальный срок исполнения контракта и порядок формирования лотов

22. Обеспечение заявок только при НМЦК более 5 млн. руб.

23. Обеспечение заявки банковской гарантией

24. Денежные средства в качестве обеспечения заявки — на спец. счет

25. Банковские гарантии не размещаются в ЕИС

26. Необходимо указывать страну происхождения в заявке на аукцион только, если заказчик установил запреты, ограничения, условия допуска

27. Согласие и декларации в составе заявки на аукцион будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки

28. Электронная площадка будет возвращать заявку участника, если информация об участнике включена в реестр недобросовестных поставщиков

29. Срок рассмотрения первых частей заявок на аукцион не более 1 рабочего дня

30. Шаг аукциона не менее 100 руб.

31. Новые требования к заявке на участие в запросе котировок

32. Отчет об исполнении этапа контракта размещается только в отдельных случаях

33. Контракты по несостоявшимся процедурам будут учитываться в отчете об объеме закупок у СМП и СОНКО

34. Увеличивается срок для размещения информации в реестре контрактов

35. Реестр участников закупки, аккредитация участников, квалифицированные сертификаты ключей для электронной подписи

36. Изменения в оборонзаказе

1. При описании объекта закупки можно указывать товарный знак в сочетании с фразой «или эквивалент»

С 11.01.2018 г. изложен в новой редакции пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

Таким образом, разрешено при описании объекта закупки указывать товарный знак конкретного производителя в сочетании с фразой «или эквивалент», в том числе и при поставке товара.

Ранее допускалось указывать товарный знак, сопровождаемый фразой «или эквивалент» только в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом закупки.

Также интересно исключение из закона фраза «описание объекта закупки должно носить объективный характер». Кроме того, с 11.01.2018 г. контрольные органы в сфере закупок и податели жалоб будут обязаны устаналивать и доказывать конкретные нарушения правил описания объекта закупки, а не просто декларировать, что описание объекта закупки не носит объективного характера.

(Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ)

Дайджест изменений с 1 июля 2018

Изменения в госзакупках с 1 июля 2018 года — полный список

Статья актуальна на 4 июля 2018

В новом дайджесте напомним, какие нововведения вступили в силу. Какие запланированные изменения все-таки перенесли. И что еще нового придумали законодатели.

НЭП поменяли на КЭП

Но не до конца. Неопределенность возникла из-за того, что к 1 июля 2018 в правительстве не назначили переходный период и не уточнили,  можно ли использовать “старую” НЭП, выпущенную до 1 июля, и нужны ли в “новой” КЭП объектные идентификаторы для госторгов.

Итог пока такой: некоторые площадки госзакупок принимают НЭП, некоторые перестали. При этом часть из них принимают обычные КЭП, а некоторые требуют наличие в КЭП идентификатор госзаказа. Ситуация должна окончательно проясниться после отбора новых площадок для госзакупок и появлением необходимых регламентов.

Самостоятельно готовить декларацию соответствия нужно только в бумажных процедурах

Если закупка проходит в электронной форме и для нее требуется декларация соответствия единым требованиям из ч.1 ст. 31, то такая декларация создается с помощью программно-аппаратных средств ЭТП, на которой проходит закупка.

Площадка должна сама предоставить вам такую декларацию, которая соответствует всем действующим требованиям. Обратите внимание, что в бумажных процедурах новый 11 пункт из ч. 1  ст.

31 про то что «отсутствуют ограничения для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации» не требуется.  

Выдавать гарантии для госзакупок могут только 173 банка

Проверьте банк, в котором получаете гарантии. На сайте Минфина опубликован обновленный перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов по 44-ФЗ.

Обеспечение заявок стало меньше  

А в закупке до 1 млн руб. его может совсем не быть. В закупках дороже обеспечение заявки будет таким:

  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ от 1 млн до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

В обеспечении контракта изменений нет.

Генподрядчик стройки должен выполнять 25% работ

Победитель закупки на строительство и реконструкцию обязан самостоятельно выполнить не меньше 25% работ. Эта норма была утверждена постановлением правительства РФ №570 от 15.05.2017 года и вступила в силу с 1 июля 2018. Заказчик указывает в документах закупки те работы, которые победитель закупки исполняет сам. За невыполнение этих условий предусмотрен штраф 5% от цены таких работ.

Заработал единый агрегатор малых госзакупок

С 1 июля 2018 года заработал портал для госзакупок малого объема до 100/ 400 тыс. рублей, которые заказчики проводят без конкурентных процедур.

Пока заказчики работают в ней добровольно: ищут среди размещенных предложений подходящие и объявляют закупочные сессии. Организация выбирает самое выгодное предложение и заключает контракт.

Другие подробности работы на площадке есть в регламенте. В ближайшее время мы подготовим статью о том, как поставщику работать на такой площадке.

Результаты несостоявшейся закупки принимают только внешние эксперты

Теперь заказчики обязаны привлекать внешних экспертов к приемке товаров или работ по контракту, заключенному в соответствии с п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Если вы стали победителем такой закупки, будьте внимательны и соблюдайте все условия контракта. К мелочам, на которые заказчик может не обратить внимание, чтобы быстрее принять нужный товар, внешняя комиссия может придраться.

44-ФЗ: что пока отложили

Отбор площадок для работы по 44-ФЗ

До 1 октября выберут ЭТП, имеющие право проводить закупки по 44-ФЗ. Минфин утвердил требования и уже принимает обращения от ЭТП, которые хотят попасть в новый перечень. До отбора заказчики смогут проводить все свои закупки в электронном виде на «старых» площадках. После отбора — на “новых”. 

Спецсчета для обеспечения заявок

К сроку начала работы «новых» ЭТП привязано и использование спецсчетов. Законодательные нормы, определяющие их работу, вступили в силу с 1 июля, но применяться станут, когда заказчики получат возможность проводить электронные закупки на выбранных ЭТП и правительство выберет банки, в которых можно открывать такие спецсчета. 

До этого момента обеспечение заявок на участие в закупках нужно размещать по действующей схеме.

Электронные закупки

C 1 июля госзаказчики могут проводить все закупочные процедуры в электронной форме в соответствии с новыми нормами 44-ФЗ на действующих ЭТП, аккредитованных для проведения госзакупок. С 1 января 2019 года проведение закупок в электронной форме станет обязательным.

223-ФЗ: вступило в силу

Установили твердые правила проведения конкурентных закупок

В положении о закупке заказчик прописывает конкурентные и неконкурентные способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов предложений,
  • запросов котировок.

По сути заказчик по-прежнему может проводить любые закупки, которые не противоречат 223-ФЗ, но если объявляет любую из четырех указанных процедур, то соблюдает правила торгов из Гражданского кодекса:   

  • Отвечает на запрос предложений в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса.
  • Может отменить закупку, только пока не закончился срок приемки заявок и при форс-мажоре.
  • Продлевает срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
  • Обязательно заключает контракт с победителем. При этом не раньше 10 дней и не позже 20 дней с момента публикации протокола.

Закупки до 5 млн без обеспечения заявки

Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не выше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.

Закрепили правила описания предмета закупки

В документах закупки надо указать функциональные, технические и качественные характеристики товара и сопровождать описание словами «или эквивалент». Не соблюдать это правило можно будет только в некоторых случаях, например, при закупке запчастей к оборудованию.

223-ФЗ: что пока отложили

Закупки у МСП подождут отбора площадок

Сначала законодатели объявили, что с 1 июля 2018 все закупки у МСП будут проходить:

  • только в электронном виде,
  • c помощью четырех видов конкурентных процедур,
  • на площадках госзаказа.

Однако это требование перенесли до момента, когда выберут новые ЭТП и заказчики  обновят свои положения о закупках. Отбор должен состоятся до 1 октября этого года, а поменять положение заказчики должны до 1 января 2019.

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице

Изменения в госзакупках с 1 июля 2018 года — полный список

Федеральный закон 44-ФЗ — один из основных законов в системе госзакупок в России. Он регламентирует контрактную систему закупки товаров и услуг для нужд государства и муниципалитетов.

Закон подробно описывают, как планируются и осуществляются закупки, как происходит мониторинг и контроль закупок, а также в каком порядке обжалуются действия заказчика.В 2018-2019 году закон меняется и совершенствуется, для чего уже принято множество поправок. Часть из них вступила в силу с 1 июля.

Какие изменения в закон 44-ФЗ вступили в силу с 1 июля 2018 года, подробнее о поправках в законе в таблице изменений.

pxhere.com

Основной смысл изменений 44-ФЗ

суть тех изменений, которым подвергается закон 44-ФЗ — полный переход конкурентных закупок в электронную форму. Прежде существовал только электронный аукцион, теперь форм организации закупок в электронном виде стало больше.

Переход на обязательную организацию госзакупок только в электронной форме будет поэтапным.

Обязательными они станут только с начала 2019 года, а с 1 июля 2018-го начался переходный период, в течение которого участники закупок смогут работать как по-старому, так и по-новому, но им за эти полгода нужно перестроиться и адаптироваться к обновленному порядку.

С 1 июля 2018 года вступила в силу основная часть изменений в 44-ФЗ. В частности:

  • в список требований к участникам добавили одно дополнительное — должны отсутствовать установленные законом ограничения для участия в закупках,
  • в контракте теперь должны содержаться условия о том, что сумма, подлежащая уплате заказчиком, уменьшается на величину налогов и других обязательных платежей в пользу бюджета, если заказчик должен уплачивать такие платежи,
  • что касается новых электронных закупок, то пока участие заказчиков в них добровольное, однако сам список форм закупок в электронном виде стал значительно шире, чем прежде.

Тем не менее, хотя с 1 июля 2018 года участие заказчиков в электронных закупках и не является обязательным, все же им нужно переходить на такую форму до конца года. С 1 января 2019 года госзакупки станут только электронными.

Чтобы перейти на электронную форму закупок, заказчикам необходимо в том числе получить аккредитацию на электронной площадке.

pxhere.com

Что дает переход на электронную форму закупок

Специалисты говорят о нескольких важных преимуществах изменений в законе 44-ФЗ с 1 июля 2018 года:

  • проводимые процедуры станут более прозрачными, заказчики не смогут договариваться с нужными поставщиками, исключается вероятность того, что конверты с заявками будут повреждаться, и их кто-то будет незаконно просматривать,
  • меньше будет и других субъективных факторов в работе заказчика и комиссии,
  • конкуренция госзакупок повысится, поскольку в них смогут участвовать поставщики из других российских регионов, а это и лучшие шансы для бизнеса, и экономия для бюджета,
  • издержки участников на подготовку заявки и участие в конкурсе уменьшаются, а значит, и количество желающих принять участие увеличится, что также повышает конкуренцию.

Таблица изменений закона 44-ФЗ с 1 июля 2018 года

Основные изменения 44-ФЗ, вступившие в силу в середине 2018 года, представлены в следующей таблице:

Как было до 1 июля 2018 года Как стало после 1 июля 2018 года
Отсутствовали определения электронная площадка, специализированная электронная площадка, оператор электронной и специализированной площадки.Статья 3 пополнилась новыми определениями.
Отсутствовал реестр участников закупок.Такой реестр появился, его ведет Казначейство.
Допускалась неквалифицированная электронная подпись.Допускается только квалифицированная электронная подпись.
Существовали каталоги товаров, работ и услугЕдиный каталог ТРУ, которым пользуются заказчики, описывая объекты закупок
Размер обеспечения заявки — максимум 5% НМЦКРазмер обеспечения привязан к диапазону НМЦК
Перечень единых требований к участникам закупок в ст. 31 ч. 1 содержал 10 пунктов.Добавлен 11-й пункт о том, что участник закупок не должен иметь ограничений для участия
Пеня для нарушителей сроков рассчитывалась исходя из ставки рефинансированияТеперь используется ключевая ставка
В законе не содержался минимальный размер НМЦК для требования обеспечения заявкиМинимальная величина НМЦК для такого требования — 1 миллион рублей.
Существовало обязательство заказчика проводить открытый конкурс, кроме нескольких исключенийТребование утратило силу.

Что изменилось в госзакупках с 1 июля 2018 года | Контур.Закупки

Изменения в госзакупках с 1 июля 2018 года — полный список

Нашумевшие поправки в законы о закупках вступили в силу. Но по факту заработали далеко не все новые положения. Рассмотрим, что изменилось, а что отложено на более поздний срок.

Квалифицированная электронная подпись

Нормы закона требуют, чтобы поставщики применяли КЭП вместо старой неквалифицированной подписи. Однако непонятно, относится ли это к новым ЭЦП, которые будут выданы после 1 июля, или старые должны стать недействительными. Есть неопределенность и в отношении объектных идентификаторов для госторгов.

Операторы также запутались, в итоге у всех свои требования. Одни ЭТП по-прежнему принимают неквалифицированные подписи, другие требуют от поставщиков КЭП. Причем некоторые настаивают на том, чтобы в ней был идентификатор госзаказа. Вероятно, все станет понятно, когда будут отобраны и утверждены площадки для торгов по 44-ФЗ.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Декларация соответствия в электронной форме

Рано или поздно все закупки перейдут на ЭТП и будут проводиться в электронном формате.

Если для такой закупки понадобится декларация соответствия единым требованиям, то формировать ее можно будет прямо на ЭТП.

Форма декларации, которую предоставят площадки, должна соответствовать актуальным требованиям. Если процедура проводится на бумаге, декларацию соответствия придется составлять самостоятельно.

Список банков для выдачи гарантии

Минфин изменил перечень банков, которые могут выдавать гарантии по 44-ФЗ. В него вошли только 173 кредитных учреждения.

Сумма обеспечения заявки

Обеспечение заявок уменьшилось, а у заказчиков появилась возможность не назначать его в закупках, НМЦК которых не превышает 1 млн рублей. Новый размер обеспечения таков (в процентах от НМЦК):

  • при начальной цене от 1 до 20 млн рублей — 0,5-1%;
  • при начальной цене свыше 20 млн рублей — 0,5-5%;
  • при цене свыше 20 млн для организации инвалидов и учреждений исправительной системы — до 2%.

25% строительных работ победитель должен исполнить сам

Вступило в силу постановление №570 от 15.05.2017, которое обязывает победителя закупки на строительные работы выполнять 1/4 часть заказа самостоятельно. В закупочной документации следует указывать все виды работ, которые должен будет исполнить генеральный подрядчик. Если эти условия нарушить, последует штраф в размере 5% от стоимости таких работ.

Малые закупки — через агрегатор

Агрегатор малых закупок «Березка», разработанный по поручению Правительства, начал функционировать. Пока он может быть использован по желанию, однако к концу года на него планируется перевести часть федеральных заказчиков.

Работа в агрегаторе несколько отличается от привычных систем. Здесь свои предложения размещают поставщики, а заказчики подбирают то, что соответствует их требованиям.

Внешняя экспертиза

При признании несостоявшимися некоторых электронных процедур нужно будет заключать договор с единственным поставщиком. Это пункты 25.1-25.3 части 1 статьи 93 закона. Проводить экспертизу при приемке товаров или услуг по таким контрактам смогут только внешние эксперты.

Что в законе о госзакупках пока не работает

Отложили самую существенную часть изменений:

  1. Проведение всех закупок в электронной форме. Напомним, что с 1 июля должна была быть внедрена возможность проводить все процедуры на ЭТП. А с начала следующего года электронный формат станет обязательным.
  2. Утверждение перечня электронных площадок. В связи с введением электронных закупок, утверждены новые требования к ЭТП. Сейчас потенциальные операторы торгов по 44-ФЗ проходят проверку. В Минфине обещают, что она закончится к 1 октября.
  3. Специальные счета для поставщиков. Ранее предполагалось, что с 1 июля все заказчики должны будут применять специальные счета, открытые в уполномоченных банках, для перевода на них обеспечения заявки. Требования к банкам определены, но точного перечня пока нет.

Определены правила проведения конкурсов, аукционов и запросов

Заказчикам следует прописать в Положении о закупке способы определения исполнителя договора, а также случаи, когда договор может быть заключен с единственным поставщиком.

В список конкурентных процедур вошли аукцион, конкурсы, запрос котировок и запрос предложений.

Если объявлено, что поставщик будет определяться одним из указанных способов, то заказчику следует придерживаться норм Гражданского кодекса, которые установлены для торгов, а именно:

  1. Соблюдать сроки заключения договора с победителем — не ранее 10 дней и не позже 20 с того момента, как опубликован протокол закупки. При этом отказаться от заключения договора заказчик не сможет.
  2. В ходе приема заявок отвечать на поступающие запросы разъяснений в течение 3 дней.
  3. Если в документацию внесены изменения, срок подачи заявок необходимо продлить.
  4. Отменять закупку можно только до момента окончания приема заявок либо при наступлении непредвиденных обстоятельств.

Изменение обеспечения заявки

Процедуры стоимостью менее 5 млн рублей проводятся без обеспечения заявки. Для более дорогих закупок максимальный размер обеспечения составит 5% от НМЦД. Способ обеспечения выбирает поставщик — банковская гарантия или денежные средства на счет заказчика.

Описание объекта закупки

В закупочной документации заказчики должны указывать характеристики товара — функциональные, качественные, технические. В описание обязательно добавлять «или эквивалент». Правило не применяется только в отдельных случаях, например, когда закупаются расходные материалы или запасные части к уже имеющейся технике.

Закон 223-ФЗ: перевод малых закупок на ЭТП отложен

Изначально в поправках было прописано, что с 1 июля все закупки у МСП заказчики должны проводить в электронном виде на ЭТП, предназначенных для госзаказа. Что касается процедуры выбора поставщика, то разрешено проводить только конкурсы, аукционы и запросы.

Но связи с тем, что площадки для 44-ФЗ пока они отобраны, новый порядок применить нельзя. Поэтому приняли изменения, которые откладывают введение электронных закупок у МСП до того, как будут определены площадки. Также пояснено, что свои Положения о закупках в соответствие с требованиями закона 223-ФЗ закачки должны привести к началу 2019 года.

Смысл изменений 44-ФЗ

Основной смысл изменений федерального закона 44-ФЗ состоит в полном переходе конкурентных закупок в электронный формат. До этого был лишь электронный аукцион, сейчас форм организации госзакупок в электронном виде больше.

Переход на обязательную организацию госзакупок исключительно в электронном формате станет постепенным.

Обязательными они будут лишь с 2019 года, с 1 июля 2018 года же стартовал переходный период, когда участники госзакупок имеют возможность работать и по-старому, и по-новому, однако им за это время требуется перестроиться и адаптироваться к новому порядку.

С 1 июля 2018 года вступила в действие основная часть изменений в 44-ФЗ:

  • в перечень требований к участникам добавлено еще одно – должны отсутствовать установленные законодательством ограничения для участия в госзакупках,
  • в контракте сейчас должны быть прописаны условия того, что сумма, подлежащая к уплате заказчиком, снижается на сумму налогов и иных обязательных платежей в пользу бюджета, если заказчик обязан вносить подобные платежи,
  • если говорить про новые электронные закупки, то на данный момент участие заказчиков в них добровольно, но сам перечень форм закупок в электронном формате теперь гораздо больше, чем ранее.

Так или иначе, хоть с 1 июля 2018 года участие заказчиков в электронных закупках и не обязательно, тем не менее они должны переходить на эту форму до конца года. Поскольку с 1 января 2019 года госзакупки будут исключительно электронными.

Для перехода на электронную форму закупок, заказчикам требуется оформлять аккредитацию на электронной площадке.

pixabay.com

Что предоставляет переход на электронную форму госзакупок

Специалисты указывают ряд важнейших преимуществ изменений в законе 44-ФЗ с 1 июля 2018 года:

  • процедуры будут прозрачнее, заказчики не будут иметь возможности договариваться с «нужными» поставщиками, будет исключена возможность повреждения конвертов с заявками, и их противозаконного просмотра,
  • меньше станет иных субъективных факторов в деятельности заказчиков и комиссий,
  • конкуренция госзакупок станет выше, так как в них получат возможность принять участие поставщики из других регионов, что даст больше шансов для бизнеса и экономию бюджета,
  • издержки участников на подготовку заявки/участие в конкурсе будут снижены, что означает, что число желающих поучаствовать в закупках станет больше и увеличит конкуренцию.

Памятка: что поменялось в госзакупках с 1 июля

Изменения в госзакупках с 1 июля 2018 года — полный список

С 01.07.2018 вступила в силу большая часть поправок в закон о госзакупках. Напоминаем о самых важных изменениях и нововведениях. Проверьте, все ли вы учли в работе. Если нет — срочно вносите коррективы.

Изменения в план-график по закупкам, которые не состоялись, и госзакупкам с единственным поставщиком (по всем основаниям ч. 1 ст. 93) происходят за 1 день до размещения извещения в ЕИС.

Согласно ч. 15 ст. 21, поправки, которые внесены в план-график, публикуются в течение 3 рабочих дней. Если предусмотрены исключения, то не раньше изменения плана-графика в ЕИС. Подробнее в статье «Изменения в план-график будем вносить по новым правилам».

Поменялись положения в проекте контракта

В соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 34 закона № 44-ФЗ, в контракт включается условие об уменьшении суммы оплаты на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты, если заказчик исполняет функции налогового агента

Согласно п. 16 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе заключать контракт жизненного цикла, а не обязан — так было до изменений.

Ч. 18 ст. 34 дополнилась возможностью допоставить товар на размер экономии при проведении конкурса, аукциона, а также запроса предложений.

Привели в соответствие и расчет пеней. Теперь необходимо рассчитывать не по ставке рефинансирования, а по ключевой. Подробнее в статье «С 26 марта пени нужно считать по-новому».

С 01.07.2018 в проекте контракта должны быть закреплены порядок и сроки оплаты, приемки и оформления приемки.

Дополнились требования к участникам

Новые требование к участникам: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в госзакупках, которые установлены законодательством». Соответственно, необходимо проверить, чтобы у участника была актуализирована декларация о соответствии общим требованиям. Подробнее об этом читайте в статье «Образец декларации о соответствии участника 2020 года».

Изменили порядок рассмотрения заявок

Максимальный период рассмотрения заявок в закупках с НМЦК меньше 3 млн руб. — 1 рабочий день от момента окончания срока приема предложений.

С 01.07.2018 заявка не может отклоняться по причине отсутствия в ней сведений и электронных документов, которые предусмотрены п. 5 ч. 5 ст.

66 (преимущества организациям инвалидов и организациям уголовно-исполнительной системы), а также п. 6 ч. 5 ст. 66 (ограничения и условия допуска в рамках национального режима по ст.

14), исключая ситуации, когда закупаются ТРУ, которые запрещены к приобретению по ст. 14.

Уходят от «бумажных» процедур

Все конкурентные способы закупки предусматривают возможность проведения их в электронной форме, в т. ч. закрытые.

Для проведения закрытого аукциона: закупки органов, учреждений и предприятий обороны и гос. управления по перечню, который установлен правительством.

Возможность проводить «бумажные» процедуры в 44-ФЗ сохранили для госзаказчиков, которые базируются на территории зарубежной страны, для нормального жизнеобеспечения, предквалификационного отбора и закупок по ст. 111 и 111.1

До выбора пула «новых» торговых платформ работать будем на ранее определенных площадках.

Обеспечение заявки

Госзаказчик обязательно прописывает требование к обеспечению заявок для участия в конкурсных процедурных и аукционах при условии, что НМЦК превышает 1 млн рублей (ПП РФ от 12.04.2018 № 439).

Величина для обеспечения заявки:

  • 0,5–1 % (НМЦК 5–20 млн рублей);
  • 0,5–5 % (НМЦК свыше 20 млн рулей);
  • 0,5–2 % (НМЦК свыше 20 млн рублей + ст. 28, 29).

Казенное учреждение освобождается от обеспечения заявки.

Все правила по обеспечению заявок читайте в статье «Обеспечение заявки: что изменится с 1 июля».

Спецсчет

Обеспечения заявок направляются поставщикам на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается правительством. Пошаговую инструкцию о переходе на механизм спецсчета читайте в статье «Как работать со спецсчетом в 2020 году».

Скорректировали нормы об отчетности

Сведения в реестр контрактов теперь вносятся в течение 5 рабочих дней.

Информацию об исполнителях госконтракта, копия контракта, документы о приемке убрали из свободного доступа в реестре контрактов в случаях проведения закрытых торгов.

В соответствии с ч. 9 ст. 94, отчет об исполнении отдельного этапа открыты только:

  • для строительных работ, реконструкции, капитального ремонта, сохранения объектов культурного наследия;
  • в случае превышения цены более 1 млрд руб.

Правило об одном дне на публикацию сведений об изменении и расторжении контракта (п. 26 ст. 95) прекратило действовать.

Исключили контроль по сопоставлению протоколов и документации о закупке (ч. 5 ст. 99).

Также при формировании реестровой записи в реестре контрактов необходимо прикладывать документ о согласовании контрольного органа в закупках у единственного поставщика, в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Подробнее читайте в статье «Новые правила ведения реестра контрактов».

Также вас могут заинтересовать статьи:

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.