Международная товарно-транспортная накладная cmr

CMR международная товарно-транспортная накладная — оформление и заполнение, страхование

Международная товарно-транспортная накладная cmr

Многие бизнесмены, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, при отправке груза заполняют специальный документ. Этот документ называется CMR — международная товарно-транспортная накладная. В данной статье мы разберёмся, как нужно заполнять этот документ, кто занимается заполнением накладной? И нужно ли страховать груз, который перевозится в соответствии с CMR?

Международная товарно-транспортная накладная (CMR) — это документ, который нужен для осуществления международных перевозок. Фактически этот документ используется в качестве подтверждения факта заключения договора перевозки. Также CMR определяет ответственность всех заинтересованных сторон (отправитель, перевозчик, получатель).

Накладная содержит основную информацию о:

  • транспорте и грузе;
  • получателе и отправителе;
  • месте принятия товаров;
  • адресе доставки;
  • характере товаров, платежей и так далее.

 

Оформляется CMR-бланк в 3 или 4 экземплярах: первый экземпляр остаётся у отправителя, второй — у перевозчика, третий — у получателя. Также в некоторых странах нужно пройти тарифный контроль, поэтому ещё один экземпляр накладной вручается службам, которые осуществляют проверку. Каждый бланк накладной имеет учётный номер и серию.

Цель страхования CMR — защита перевозчика и его интересов.

Cама CMR состоит из 10-14 страниц:

  • 1 страница. Служит подтверждением того, что была осуществлена перевозка. Она остаётся у отправителя. Также эта страница подтверждает оплату груза.
  • 2 страница передаётся сначала компании-перевозчику, а потом водителю. После доставки водитель передает её получателю груза. На эту страницу ставятся специальные печати и подписи перевозчика и отправителя груза.
  • 3 страница передаётся перевозчику. При перевозке она прилагается к путевому листу. Здесь указывается информация, на основании которой производится начисление зарплаты водителю. Также эта страница используется для учёта. Она должна быть заверена подписями и специальными штампами отправителя.
  • 4 страница. Здесь указывается стоимость перевозки. Заполняет эту страницу перевозчик. После заполнения страница отправляется плательщику перевозки — это может быть как сам грузоотправитель, так и грузополучатель (либо третье лицо). На этой странице перевозчик и отправитель груза ставят свои подписи штампы.
  • Другие страницы CMR-накладной заполняются таможенными службами и некоторыми другими органами. Их точное количество зависит от типа транспортной перевозки, а заполняются они соответствующими службами.

В случае повреждения или утраты груза компания-перевозчик обязана возместить ущерб получателю. Поэтому очень многие перевозчики делают CMR-страхование грузов. Цель страхования — защита перевозчика и его интересов.

Правила заполнения CMR

Форма CMR заполняется всеми участниками перевозки. Ниже представлена CMR-расшифровка всех ключевых пунктов, которые содержатся в этом документе.

Для отправителя груза

Отправитель заполняет следующие пункты:

Графа №НазваниеИнформация
1ОтправительСодержит следующую информацию об отправителе товаров — наименование лица, которое отправляет груз, а также его адрес.
2ПолучательСодержит следующую информацию о получателе товаров — наименование лица, которое получает груз, а также его адрес.
3Место разгрузкиСюда вписывается то место, куда будут доставлены товары.
4Место погрузкиСюда вписывается то место, откуда отправляются товары. Также здесь необходимо указать дату отправки.
5ДокументыТут указывается весь перечень документов на груз. Перед отправкой водитель должен проверить следующий факт — а совпадают ли фактические номера документов с номерами документов, которые указаны в CMR-накладной.
6Знаки и номераТут указываются класс груза. Именно в этом пункте отражается тот факт, что перевозимые товары относятся к классу опасных.
7КоличествоВ этом пункте содержится информация о количестве мест груза. Перед отправкой водитель должен проверить следующий факт — а совпадает ли фактическое количество мест груза с тем количеством, которое указано в CMR-накладной.
8УпаковкаВ этом пункте указывается тип упаковки.
9НаименованиеТут указывается полное название товаров.
10Статист. №Здесь указывается специальной код в соответствии с ТН ВЭД ТС.
11Вес бруттоЗдесь необходимо указать фактический вес всех товаров (вместе с упаковкой), единицы измерения — килограммы.
12ОбъёмВ этой графе необходимо указать фактический размер груза, единицы измерения — кубические метры.
13Указания отправителяСодержит информацию о таможне (наименование, адрес и реквизиты). Также здесь указывается объявленная стоимость товаров.
14ВозвратЗдесь следует указать номер полуприцепа или контейнера, если он после доставки будет возвращён обратно.
15ОплатаТут указываются условия оплаты товаров, которые содержит внешнеторговый контракт РФ (если он использовался).
21Накладная составлена вЗдесь следует указать фактический адрес, где была составлена CMR-накладная.
22Прибытие и убытиеВ этом пункте указывается время и дата завершения погрузки. Правильность времени и даты заверяется подписью, а также штампом.

Также существует графа №20, которая называется «Особые условия». В этой графе отправителем могут оговариваться специальные условия доставки товаров. Заполняется это графа лишь в случае необходимости. Также в неё может вносить информацию перевозчик.

Когда доставка грузов одним видом транспорта невозможна, бизнесмены используют мультимодальные контейнерные перевозки. Подробнее о данном виде грузоперевозок можно узнать из отдельной статьи.
Информация о том, что означает TIR на фурах вот тут. У перевозок по международной конвенции есть множества преимуществ, действующих на территории большинства стран-торговых партнёров РФ.

Перевозчик заполняет следующие пункты:

Графа №НазваниеИнформация
16ПеревозчикСодержит следующую информацию о перевозчике груза — полное наименование лица, которое занимается доставкой груза, его адрес, телефон и так далее.
17Последующий перевозчикЕсли перевозкой занимается несколько компаний, то в этом пункте следует указать следующую компанию-перевозчика.
18ЗамечанияСюда перевозчик может заносить всю важную информацию о состоянии груза перед доставкой (внешний вид, качество упаковки и так далее).
19Подлежит оплатеЕсли определением стоимости занимается отдел расчётов, то в этом пункте фиксируется стоимость перевозки, а заполняется этот пункт после перевозки. Если груз перевозился на договорных условиях, то этот пункт не заполняется.
23Без названияЗдесь фиксируется следующая информация — номер и дата путеводного лица, полные имена водителей; также здесь перевозчик ставит подпись и штамп.
25НомерЕсли для транспортировки использовался тягач, то в этом пункте указывается его государственный номер.
26МаркаЕсли для транспортировки использовался тягач, то в этом пункте указывается его марка.
27, 28 и 29Названия отсутствуютЗдесь указывается информация о способе определения стоимости перевозки, а также фактическая стоимость перевозки.

Также существует графа № 20, которая называется «Особые условия». В этой графе перевозчиком могут оговариваться специальные условия доставки товаров. Заполняется это графа лишь в случае необходимости. Также в неё может вносить информацию отправитель груза.

Для получателя

После доставки товаров получатель заполняет пункт № 24 «Груз получен». Тут он указывает время прибытия груза. Также получатель должен поставить свою печать и подпись. Важно, что 2, 3 и 4 страницы CMR-накладной после оформления возвращаются перевозчику, поскольку эти документы нужны для учёта (также на их основании водителю начисляется зарплата).

Наглядный пример заполнения CMR смотрите в этом видео:

Подведём итоги. Во-первых, CMR ТТН нужна для того, чтобы предприниматель мог отправить груз из одной страны в другую. Во-вторых, CMR состоит из 10-14 страниц.

Во-вторых, 29 обязательных пунктов, которые содержатся в CMR, заполняются отправителем, получателем и компанией-перевозчиком.

В-четвёртых, CMR также содержит и другие пункты, которые заполняются таможенными службами и некоторыми другими органами.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Транспортные документы.

Зачем нужна товарно-транспортная накладная CMR, и как она оформляется

Международная товарно-транспортная накладная cmr

Международные грузоперевозки являются предметом пристального контроля. Это обусловлено необходимостью борьбы против контрабанды, незаконного провоза различных нелегальных и запрещённых товаров, а также иными причинами.

Потому при транспортировке грузов перевозчик обязан иметь при себе ряд сопроводительных документов, которые подтверждают его право на осуществление грузоперевозок, а также позволяют получить информацию о самом перевозимом товаре. Одним из таких обязательных документов выступает CMR.

Если говорить коротко, то CMR является международной товарно-транспортной накладной. Без такого документа пересечь государственные границы с тем или иным грузом на борту невозможно.

Такой тип ТТН обязателен к оформлению даже для тех ситуаций, когда лишь одна из сторон ратифицировала и подписывала соглашение о международной конвенции, которая занимается вопросами грузоперевозок между странами. Этот документ регулирует все правила по доставке грузов и перемещению автотранспорта с товарами на борту.

Вопросы оформления международной товарно-транспортной накладной CMR.

Нюансы применения

CMR применима ко всем перевозкам, включая те, которые имеют государственный характер. Но есть 3 исключения, когда в такой товарно-транспортной накладной необходимости нет. Это касается:

  • транспортировки умершего человека;
  • перевозок, которые осуществляются в рамках почтовой конвенции;
  • доставки мебели, предметов интерьера и иных вещей при переездах.

Если осуществляется доставка груза на территории европейских стран, CMR придётся оформлять в обязательном порядке. Эта накладная отражает в себе следующую информацию:

  • имена отправителей или наименование компаний, которые отправляют груз;
  • имена и названия компаний, которым груз доставляется;
  • названия и характеристики перевозимого груза;
  • вес доставляемого товара.

Есть и некоторые дополнительные сведения, которые также иногда требуется вносить в накладную. А именно:

  • запреты на перегрузку при транспортировке;
  • платежи, необходимые для оплаты при грузоперевозках;
  • общий размер платежей, оплачиваемых перед отправкой товара;
  • объявленная цена или оценка стоимости товара;
  • сроки доставки;
  • перечень документов, переданных грузоперевозчику.

Помимо всего прочего, CMR включает в себя также обязательное страхование. Наиболее актуальным вариантом оформления страховки считается страхование автогражданской ответственности лиц и организаций, которые осуществляют международные грузоперевозки.

Это необходимо для минимизации возможных рисков транспортной компании, что соответствует международным договорённостям. Согласно конвенции, именно грузоперевозчик в таких ситуациях выступает как материально ответственная сторона за товар.

Ответственность начинается с момента погрузки и заканчивается после доставки к пункту назначения.

Ответственность может возникнуть, если имущество будет испорчено, утрачено, сорвутся согласованные сроки доставки или последуют иные материальные затраты или потери.

Если грузоперевозчик имеет специальный страховой полис, который оформляется у сертифицированных страховых компаний, при возникновении подобных ситуаций страховщик перечисляет компенсацию из фонда.

Чтобы получить выплаты, требуется предоставить все материальные и документальные доказательства, подтверждающие факт наступления страхового случая. Пакет документов и доказательств собирается, исходя из конкретной ситуации, потому каждый случай следует обговаривать со страховой компанией отдельно.

Преимущества и недостатки

Относительно страхования ходит много споров и обсуждений. Если подводить какие-то итоги на этот счёт, то можно сделать некоторые выводы касательно сильных и слабых сторон такого решения. К преимуществам стоит отнести два основных пункта:

  1. Престижность и уровень доверия. Наличие у грузоперевозчика страховки повышает её статус в глазах потенциальных клиентов. Если компания идёт на такой шаг, то это подтверждает её добросовестность и жизнеспособность. У клиентов нет опасений, что компания фиктивная, и в любой момент может исчезнуть.
  2. Финансовые гарантии. Они просто необходимы, если груз похищают или теряют, а это происходит по вине самого перевозчика. Это полезно для самой транспортной компании, если уставной капитал организации в несколько раз меньше потенциальных убытков.

Но делать поспешные выводы не стоит. Есть ещё и обратная сторона страхования ответственности. Недостатками можно считать следующие моменты:

  1. Страховые компании могут попросту не выплатить компенсацию в соответствии с договором. Это особенно вероятно в ситуациях, когда груз теряется или ему наносится ущерб по вине третьих сторон. Такое происходит, если грузовой транспорт попадает в ДТП.
  2. Время. Чтобы подготовить все документы и получить положенные по страховке выплаты, требуется потратить достаточно много времени и сил. Процедура трудоёмкая, потому к ней следует быть заранее подготовленным.
  3. Ограничения ответственности. Обусловлено устанавливаемыми лимитами, а также действующим законодательством.

Практика наглядно доказывает, что в плане международных грузоперевозок страховка имеет скорее больше преимуществ, нежели недостатков.

Для грузоперевозчика наличие полиса гарантирует большой поток потенциальных клиентов.

Многие заказчики попросту не готовы сотрудничать с компанией, у которой нет договорённостей с ответственной страховой организацией. Для некоторых это важнейшее правило при выборе грузоперевозчика.

Зачем требуется и когда используется CMR

При осуществлении грузоперевозок по территории разных стран водителю обязательно требуется международная товарно-транспортная накладная (или просто ТТН), которая именуется как CMR. Всегда есть возможность изучить образец перед заполнением, чтобы понять, какая именно информация вносится в бланк. Такой документ необходим при грузоперевозках, если:

  • для транспортировки товара используется автомобильное транспортное средство;
  • хотя бы одна из сторон, которые принимают участие в сделке, выступает в роли резидента страны-участницы международной конвенции о грузоперевозках;
  • за доставку груза предусматривается та или иная форма вознаграждения (преимущественно финансовая);
  • пункт отправки груза и конечный пункт назначения расположены на территории разных стран.

Важно учесть, что каждая единица автотранспорта подразумевает наличие одного бланка международной ТТН. Если груз является опасным, согласно международной классификации, соответствующую пометку следует обязательно сделать в документе CMR. Сопровождают эту метку описание характеристик груза, необходимые меры по безопасной транспортировке, загрузке и выгрузке.

На практике CMR является крайне полезным и важным сопроводительным документом при международных грузоперевозках. Опираясь только на этот тип ТТН, можно получить информацию о:

  • количестве перевозимого товара;
  • компании, которая осуществляет грузоперевозку;
  • маршруте с пункта погрузки до пункта назначения;
  • документах, на основании которых выполняется перевозка;
  • получателе;
  • отправителе;
  • временных затратах на доставку товаров;
  • времени прибытия и состоянии груза при его поступлении на пункт таможенного контроля.

Это что-то вроде документального подтверждения, составленного между 3 сторонами международного договора о грузоперевозках. Потому если разбирательства в спорных вопросах доходят до суда, тогда такая ТТН может выступать в роли важного доказательства о соблюдении всех условий контракта.

При работе с CMR следует удостовериться, что информация в этом документе полностью совпадает с данными из остальной сопроводительной документации. Если допущена хотя бы одна ошибка или неточность, международную накладную признают недействительной. А это повлечёт за собой множество проблем с прохождением таможенного контроля и не только.

Все сведения, которые заносятся в ТТН, делят на 2 категории:

  1. Первая категория. Это основные данные относительно доставки. Её вписывают в специально предусмотренные на бланке графы.

Для чего нужна накладная CMR и как ее правильно заполнять?

Международная товарно-транспортная накладная cmr

Любая международная перевозка груза на автомобиле не обходится без этапа подготовки сопроводительной документации. Ведущее место среди пакета документов занимает транспортная накладная CMR.

Наименование накладной складывается из аббревиатуры на французском языке, используемой при обозначении Женевской конвенции 1956 года (фр.

Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route), которая установила правила трансграничного перемещения грузов на автомобилях.

В российском варианте ее еще называют накладной КДПГ – Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом.

статьи:

  • 1. Что такое накладная CMR?
  • 2. В каких случаях cmr обязательна, а в каких нет?
  • 3. Кто должен заполнять CMR?
  • 4. Порядок заполнения транспортной накладной
  • 5. Требования к заполнению и правила оформления CMR
  • 6. Обязательно ли заполнять все графы?
  • 7. Страхование CMR: плюсы и минусы
  • 8. Образец заполнения CMR
  • 9. Чем грозит неправильное заполнение CMR?

Что такое накладная CMR?

CMR-накладная является доказательством заключения договора на перемещение груза за рубеж при помощи автотранспортных средств. Это один из первых документов, который запросят контролирующие структуры в процессе перевозки. Без нее груз не пересечет государственную границу.

Документ закрепляет правоотношения участников сделки, фиксирует данные о товаре и его особенностях, об участниках транспортировки, содержит сведения о месте, времени убытия и прибытия груза, маршрут перевозки, информацию о стоимости изделий и условиях прохождения таможенных процедур, о страховании.

Для экспорта и импорта используется один и тот же бланк накладной. При экспорте товара за границу в российскую таможню предъявляется документ, оформленный на русском языке. Если накладная выписана на иностранном языке, необходимо обеспечить ее перевод на русский язык.

В каких случаях cmr обязательна, а в каких нет?

Необходимость в международной товарно-транспортной накладной CMR обусловлена требованиями Конвенции. Из ее текста следует, что документ подлежит оформлению при совокупности трех условий:

  1. Перевозка осуществляется на автомобиле за плату;
  2. Места отправления и назначения груза находятся на территории разных стран;
  3. Хотя бы одна из сторон сделки находится в государстве, ратифицировавшей Конвенцию.

Таким образом, данный документ выписывается только для международных перевозок.

Кто должен заполнять CMR?

В форме накладной имеются графы, предназначенные для заполнения всеми сторонами процесса перемещения товара:

  • № 1-15 и 21-22 для грузоотправителя;
  • № 16-19,23 и 25-29 для перевозчика;
  • № 24 для грузополучателя.

Основная ответственность за правильность внесенных сведений лежит на отправителе груза. Именно он будет отвечать за недостоверность информации и различные технические ошибки в документе.

Например, если в результате допущенных неточностей перевозчик доставит груз не по месту назначения, то грузоотправителю придется нести расходы на ликвидацию этой ошибки. В любом случае перевозчик обязан документально доказать вину отправителя груза, размер причиненного ущерба и связь между допущенной ошибкой в CMR и убытками.

Порядок заполнения транспортной накладной

Правильное заполнение бланка каждым из участников процесса перевозки — залог успешной транспортировки груза до его получателя.

П. 1 отражает реквизиты отправителя груза (его название и юридический адрес с указанием страны, телефоны для связи и сведения об ответственном лице). Если в сделке участвует поручитель, то необходимо также указать его данные и сделать пометку об отправлении груза «по поручению».

П. 2 содержит сведения о получателе груза, аналогично первой графе. Если груз будет передан таможенному брокеру, об этом делается соответствующее примечание.

П. 3 определяет место разгрузки. Необходимо обязательно указать страну и точное место выгрузки вплоть до наименования филиала, магазина или склада. Это то место, куда поступит груз после полной очистки на таможне.

П. 4 фиксирует место и дату погрузки. При заполнении необходимо детально прописать адрес с обязательным указанием страны.

В п. 5 указывается полный перечень прилагаемых к ЦМР транспортных, финансовых и разрешительных документов.

П. 6 заполняется сведениями о знаках и номерах, которые определяют вид перемещаемого груза. Особо тщательно к внесению сведений в данный пункт необходимо отнестись отправителям опасных грузов. Включение информации об опасности груза убережет перевозчика от неправильного с ним обращения.

В п. 7 вносится количество мест, занимаемых грузом в одном транспортном средстве. Данные сведения в последующем обязан проконтролировать перевозчик.

П. 8 касается упаковки груза. Указывается ее внешний вид и материал, из которого она выполнена (картонная коробка, мешок холщовый или из полиэтилена, бочка металлическая и т.п.).

В п. 9 вписываются наименования перевозимых товарных единиц в полном соответствии с сопроводительными документами. Когда позиций много, можно сделать отсылку к инвойсу и упаковочным листам, указав общее наименование.

П. 10 содержит указание на статистические коды ТН ВЭД для каждой группы товаров.

В п. 11 отражается вес груза брутто, то есть с упаковкой, в килограммах. Сведения вносятся по каждому товару отдельно. Показатели должны быть аналогичны указанным в инвойсе или в морском коносаменте.

П. 12 заполняется при необходимости (в основном касается сборных грузов). В него вписываются объемные показатели груза в кубических метрах.

П. 13 определяет указания отправителя в отношении прохождения таможенной обработки. Из него перевозчик должен узнать, где находится таможня, которая будет проводить проверку груза. Кроме того, в нижней части графы можно зафиксировать данные об объявленной стоимости товара в той же валюте, которая используется в инвойсе.

П. 14 называется «Возврат» и обязателен к заполнению при перевозках в контейнерах. В графу вписывается регистрационный знак полуприцепа или идентифицирующие контейнер знаки, если они возвращаются из-за границы спустя некоторое время после завершения перевозки (например, в случае ремонта).

В п. 15 детально описываются условия оплаты с применением терминологии, используемой в Инкотермс.

П. 16 содержит сведения о транспортной компании, перевозящей груз (ее наименование, место регистрации с указанием страны). При заполнении пункта можно воспользоваться штампом с реквизитами организации.

В п. 17 указываются сведения, аналогичные содержащимся в п.16, только в отношении последующего перевозчика, когда груз перемещается несколькими транспортными компаниями. Все транспортировщики несут солидарную ответственность за перевозимый товар.

П. 18. Каждый последующий перевозчик вправе делать оговорки и замечания в отношении состояния автомобиля и перевозимого в нем груза. Для данных пометок предусмотрен п. 18 накладной.

П. 19 отражает применяемый тариф на перевозку. Он заполняется только после завершения транспортировки.

В п. 20 CMR грузоотправитель вносит все необходимые с его точки зрения оговорки и замечания для перевозчика. Это могут быть правила разгрузки, требование о страховании груза, внешнем виде тары и пр.

Пункты 21-22 заполняются отправителем. В них указывается место и дата составления документа, а затем проставляется штамп организации.

В п. 23 имеется место для штампа перевозчика, который ранее проставляется в п. 16.

П. 24 предназначен для штампа получателя груза, его подписи и отражения времени получения груза, а также для отметки о времени убытия автомобиля после разгрузки. Сведения о получении груза фиксируются в 3 и 4 экземплярах документа.

Пункты 25 и 26 заполняются экспедитором и содержат данные о прицепе или полуприцепе, перевозившем груз (его регистрационные данные и марку).

Пункты 27-29 оформляются отделом расчетов перевозчика.

Требования к заполнению и правила оформления CMR

CMR-накладная оформляется в 4-7 экземплярах и состоит из 10 самокопирующихся страниц с пустыми графами для заполнения. Первые четыре страницы предназначены для участников перевозки:

  • 1 стр. — для продавца (необходима для подтверждения отправки груза и взаиморасчетов);
  • 2 стр. — для покупателя (следует вместе с грузом и передается после доставки покупателю);
  • 3 стр. — для экспедитора (прилагается к путевому листу);
  • 4 стр. — для отдела расчетов экспедитора (для осуществления расчетов за транспортировку).

Страницы 3 и 4 заверяются подписями и штампами грузополучателя и возвращаются экспедитору.

Остальные страницы накладной необходимы для проставления отметок на таможне и другими органами. Необходимость в оформлении дополнительных страниц решается с учетом особенностей будущей перевозки.

Если груз предназначен для получения несколькими покупателями, то CMR выписывается в отношении каждого из них.

Обязательно ли заполнять все графы?

Конвенцией в п. 1 ст.6 обозначены сведения, наличие которых в ЦМР является обязательным. Их отсутствие указывает на незаключенность договора перевозки.

К необходимым данным относится следующая информация:

  • дата и место составления ЦМР;
  • реквизиты отправителя и получателя груза;
  • место принятия и доставки товара;
  • груз (наименование, число мест, маркировка, вес брутто и количество в других единицах измерения);
  • упаковка;
  • финансовые расходы на транспортировку;
  • инструкция для прохождения таможни.

Остальные сведения являются дополнительными.

Страхование CMR: плюсы и минусы

Гражданская ответственность экспедитора может быть застрахована. Выполнение данной процедуры имеет ряд положительных моментов:

  • уменьшаются риски перевозчика, связанные с порчей груза или его повреждением;
  • страховка подтвердит надежность перевозчика в глазах клиентов.

В то же время есть и негативные моменты:

  • на оформление полиса затрачивается дополнительное время;
  • страховка предполагает дополнительные финансовые расходы;
  • если в порче виновно третье лицо, то она не подлежит компенсации.

Образец заполнения CMR

Ниже приводится пример заполнения накладной.

Образец международной транспортной накладной CMR можно скачать по указанным ссылкам.

  • Пустой бланк CMR
  • Пример заполненной CMR

Чем грозит неправильное заполнение CMR?

Основная часть накладной заполняется отправителем груза. Достоверность отраженных в документе данных будет влиять на весь дальнейший процесс транспортировки.

В ст. 7 Конвенции указано, что на отправителя ложится ответственность за все дополнительные расходы и возможные убытки экспедитора, если они возникли из-за некорректного заполнения граф CMR.

Чтобы избежать больших финансовых потерь и временных затрат на оформление CMR, правильным решением будет обратиться в нашу компанию, знакомую со всеми особенностями перевозки автомобильным транспортом.

#ФОРМА#Оказываем любые услуги в сфере ВЭД#

 

Международная товарно-транспортная накладная CMR – функции, сферы применения, особенности оформления

Международная товарно-транспортная накладная cmr

Бизнес юрист > Бухгалтерский учет > Первичные документы > Международная товарно-транспортная накладная CMR – как заполнять

Ввоз товаров на территорию соседнего государства сопровождается оформлением транспортных документов. Основным из них является международная товарно-транспортная накладная CMR, используемая при перевозках автотранспортными средствами.

Что такое CMR

С 1961-ого года в силе конвенция о договоре международной перевозке грузов автотранспортом. цель данного соглашения – регулировка процессов международной транспортировки разных грузов. Россия является участником конвенции с 1983-ого года.

Участники соглашения обязуются соблюдать установленные в ней правила и нормы. В соответствии с данным документом, при транспортировке товара должна составляться накладная международного образца.

Действующая на территории РФ форма 1-ТН имеет практически идентичное содержание. Однако она действует только в пределах России и не может использоваться в случаях, когда груз ввозится в другую страну.

Для чего нужен документ

В соответствии с ЦМР-конвенцией, участники обязуются осуществлять ввоз товаров на территорию другого государства только при заключении соответствующего договора.

Международная накладная выступает подтверждением того, что такой договор заключен. Помимо прочего, она используется для отражения информации о грузе, его характеристиках, сведений о получателе и отправителе.

Также применение накладной позволяет снизить случаи незаконного ввоза продукции.

Где взять CMR

Бланк можно загрузить в интернете. Такой способ считается наиболее простым. Такой вариант не используется по причине того, что документ должен содержать номер.

Еще один вариант – заказать бланки в АСМАП – ассоциации международных автоперевозчиков РФ. С помощью услуг данной организации можно заказать фирменные накладные для предприятия, на которых будут заранее внесены реквизиты отправителя.

Когда используются

В целом, бланк накладной CMR необходим только при условии, что осуществляется международная перевозка товара. Это означает, что погрузка продукции происходит в одной стране, после чего транспорт пересекает границу и сдает груз в другом государстве. Перевозки в пределах РФ не сопровождаются составлением ЦМР.

Еще один важный аспект заключается в том, что накладную CMR применяют только при ввозе товара автотранспортными средствами.

Любые другие способы (авиаперевозки, морская транспортировка) не сопровождаются оформлением такого документа. Однако если автотранспорт на определенном участке маршрута перевозится по морю или воздуху, накладную оформляют.

Также накладная не требуется при перевозке пассажиров и их имущества. Это объясняется тем, что имущество не является товаром, на транспортировку которого составляют договор.
ЦМР не оформляют:

  • При перевозке почтовых отправлений (такие операции регламентирует почтовая конвенция);
  • Имущество граждан, которое транспортируется при выезде на ПМЖ в другую страну;
  • При перевозке тел умерших иностранных граждан для погребения;
  • При транспортировке гуманитарной помощи;
  • При осуществлении торговой операцией со страной, не являющейся членом Конвенции (для РФ не актуально, так как все граничащие государства являются участниками соглашения).

Во всех остальных случаях международная накладная – обязательный документ. Его отсутствие приводит к отказу в пересечении границы, штрафным санкциям и изъятии груза.

Правила заполнения

Способ оформления накладной описывается в 3-ей главе конвенции. Рекомендуется ознакомиться с основными пунктами, чтобы выяснить, как оформить CMR. Чтобы заполнить документ, нужно точно знать достоверные реквизиты сторон торговой операции.

Для оформления применяют унифицированную CMR-форму. Она одинакова для всех стран, подписавших международное соглашение. Помимо накладной, участники конвенции также обязаны выполнять ряд требований, предусмотренных этим нормативным актом.

Инструкция по оформлению

Накладная отражает подробные сведения о процедуре поставки груза. Для заполнения может использоваться электронный бланк. Допускается заполнение бланка от руки. При этом требуется вписывать необходимые данные печатными буквами крупным шрифтом. Недостаток такого способа заключается в том, что при ошибках вносить изменения нельзя. В данной ситуации потребуется заполнить чистый бланк.

Кто заполняет

Большую часть пунктов накладной заполняет отправитель товара. Если при транспортировке используются услуги предприятий-перевозчиков, то некоторые пункты заполняются им. Получатель заполняет только 24-ую графу документа.

Что это за форма, смотрите на видео:

Кому нужны экземпляры

Нормы, прописанные в CMR-конвенции, предусматривают обязательное оформление 3-ех оригинальных экземпляров накладной.

Предусмотрены экземпляры для:

  • Отправителя (выполняет функцию подтверждения того, что груз отправлен);
  • Получателя (удостоверяет доставку товара);
  • Компании-перевозчика (предназначена для учета транспортировочных расходов).

В отдельных случаях могут составляться дополнительные экземпляры. К примеру, если груз перевозят в нескольких автомобилях, составляют соответствующее число накладных.

Язык заполнения

При вывозе товара с территории РФ в другую страну заполнять декларацию на русском языке. Должен быть минимум 1 русскоязычный экземпляр, который предоставляют в таможенный орган РФ при пересечении границы. Одновременно допускается заполнение на других языках. Чаще всего при экспорте товара накладные CMR прописывают на английском, немецком либо французском языках.

документа

Накладная включает множество пунктов, предназначенных для заполнения. С их помощью отражаются сведения о транспортировочной операции, необходимые для ввоза в другую страну.

https://www.youtube.com/watch?v=Ftjv9xjiFno

Таблица 1. Пункты документа.

Номер графы

Заполняет

1

Название предприятия-отправителя, юридический адрес

Компания-отправитель

2

Наименование получателя с адресом и ИНН

3

Адрес доставки

4

Дата и город погрузки

5

Перечень прилагаемых документов (с номером)

6

Класс опасности

7

Количество грузовых мест

8

Вид грузовых мест

9

Название товара (не указывают, если он разный)

10

Код ТН ВЭД

11

Вес брутто

12

Занимаемый объем

13

Дополнительные указания

14

Адрес возврата грузовой тары

15

Особенности оплаты

16

Наименование транспортной фирмы

Перевозчик

17

Сведения о последующем перевозчике

18

Замечания перевозчика

19

Сведения о расчетах после доставки

Расчетный отдел транспортной компании

20

Перечень согласованных условий сторон

Отправитель или перевозчик

21

Место и дата заполнения накладной

Отправитель

22

Дата, время подачи ТС для загрузки

23

Сведения о путевом листе

Перевозчик

24

Дата, время разгрузки

Получатель

25

Номер грузового ТС

Перевозчик

26

Марка и модель ТС

27-29

Дополнительные сведения

Чтобы определить способ заполнения международной накладной, рекомендуется ознакомиться с образцом бланка.

Смотрите видео о правилах заполнения:

Номер документа

Каждая накладная CMR содержит уникальный номер. Он указывается в верхнем правом поле бланка. Данный номер должен совпадать на всех экземплярах документа. Помимо непосредственной перевозки товаров, номер CMR необходим для отражения в отчетах и других сопровождающих документах, оформляющихся при осуществлении транспортной операции.

Обязательные графы

В целом, практически все поля бланка должны заполняться сторонами сделки. Исключением являются графы № 11, 14, 17, 20. Эти графы заполняют только при определенных условиях перевозки, например, если она производится с использованием контейнерной тары или посредством нескольких ТС.

Конвенция предусматривает обязательное заполнение таких сведений:

  • Дата, место оформления CMR;
  • Наименование, адрес отправителя, получателя, транспортной фирмы;
  • Место загрузки и разгрузки;
  • Кодовое обозначение груза с указанием класса опасности;
  • Число грузовых мест;
  • Вес;
  • Транспортные расходы.

Данный перечень сведений составляет большую часть документа. Дополнительные указания могут вноситься в накладную по желанию сторон.

Разница для экспорта и импорта

Разница при оформлении CMR для разных торгово-транспортных операций отсутствует. Отличаться может только язык заполнения. Для удобства составляют экземпляр на языке стран отправителя и получателя. Для внутренних перевозок CMR не оформляют, используя для этого стандартную ТНН.

Внесение изменений

Ответственность за достоверность сведений, указанных в CMR. В отдельных случаях заполнение документа может осуществляться представителем перевозчика. В данной ситуации ответственность все равно сохраняется за отправителем.

Неточности при заполнении, как правило, связаны с расхождением веса груза и его характеристик. Перед отправкой водитель или экспедитор обязан проверить вес товара. В случае существенного отклонения от указанного в накладной он обязан сообщить представителям поставщика.

В данной ситуации есть несколько вариантов решения:

  1. Внести изменения в бланк, зачеркнув неправильную информацию (актуально при указании ошибочного веса).
  2. Оформить новую накладную.
  3. Заполнять бланк CMR и печатать его только после проверки перед отправкой.

Важно помнить, что затирать, подчищать, закрашивать или заклеивать что-либо в документе нельзя.

Такие действия категорически запрещены даже в том случае, если ошибка допущена в одном экземпляре, в то время как другие неточностей не содержат. Такие накладные считаются недействительными и попытки ввоза продукции в другую страну могут расцениваться как незаконные.

Образец заполнения

Особенности оформления международной товарной накладной проще всего определить с помощью образца заполненного бланка. Его можно загрузить в интернете либо ознакомиться с ним на сайте конвенции CMR.

Скачать образец ЦМР [27.19 KB]

Страхование CMR

Предприятия, осуществляющие международные перевозки, обязуются оформлять страховку. Если груз поврежден либо утрачен после отправки, на транспортную компанию возлагается ответственность по возмещению ущерба.

Страховка актуальна для случаев:

  • Утраты груза из-за обстоятельств, не зависящих от перевозчика;
  • Нанесения ущерба, спровоцированном ДТП;
  • Намеренной порчи имущества;
  • Нарушения таможенных процедур;
  • Нарушения сроков доставки.

Страхование позволяет предотвратить потенциальный риск. Если получатель утратит или повредит товар, ущерб будет компенсирован.

Страховка является гарантией финансового возмещения. Кроме этого, застрахованные предприятия пользуются большим спросом среди клиентов. Наличие полиса CMR подтверждает ответственное отношение перевозчика к реализуемой им деятельности.

Накладная CMR – сопроводительный документ, который используется при осуществлении международных перевозок. Документ содержит информацию о грузе, транспортном средстве, сторонах торговой операции. Бланк оформляют в нескольких экземплярах для каждого участника процесса. Накладные CMR имеют ряд преимуществ перед другими видами транспортной документации.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.