Налоговый мониторинг: как применяется, как проводится, штрафы

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг: как применяется, как проводится, штрафы

Налоговый мониторинг предусмотрен для крупных организаций, у которых объем основных налогов, уплаченных за год, не менее 300 млн руб., годовой доход не менее 3 млрд руб. и активы не менее 3 млрд руб.

По заявлению налогоплательщика мониторинг проводится за календарный год. Продлевать мониторинг можно неограниченное количество раз.

В ходе мониторинга вы взаимодействуете с инспекцией в режиме реального времени: вы раскрываете информацию, а инспекция ее анализирует. Обнаружив нарушение, инспекция составит мотивированное мнение, а не решение о привлечении к ответственности. Мотивированное мнение может быть составлено и по вашему заявлению.

Перейти на налоговый мониторинг могут организации, для которых одновременно выполняются следующие условия (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за предыдущий год составила не менее 300 млн руб.

В расчет этой суммы включайте налоги, которые вы должны уплачивать как налогоплательщик и как налоговый агент.

Не включайте в расчет НДС и акцизы, которые вы должны уплатить при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза;

  • доходы по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год составили не менее 3 млрд руб.;
  • балансовая стоимость активов на 31 декабря прошлого года составляла не менее 3 млрд руб.

Все эти условия должны у вас выполняться, если на момент подачи заявления мониторинг у вас не проводится.

Если вы уже применяете мониторинг и хотите продлить его на очередной период (год), соблюдать эти условия вам необязательно (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

Как проводится налоговый мониторинг

Налогоплательщик в ходе мониторинга:

  • раскрывает налоговому органу финансово-хозяйственную информацию.

Объем раскрываемой информации вы определяете в Регламенте информационного взаимодействия, который согласуете с налоговым органом. Объем информации зависит от оценки вашей системы внутреннего контроля.

На первом (начальном) уровне вы должны предоставлять инспекции до 50% ваших документов, на пятом (совершенствуемом) уровне — не более 5% (п. 6 ст. 105.

26 НК РФ, Приложение N 8 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля).

Помимо этого инспекция вправе запросить у вас иные документы, информацию и пояснения, а также привлечь экспертов и специалистов (п. п. 2, 3 ст. 105.29 НК РФ). Поэтому при принятии решений исходите из того, что инспекция обладает всей полнотой информации;

  • раскрывает риски, выявленные его системой внутреннего контроля (разд. VII Требований к организации системы внутреннего контроля, Приложение N 1 к указанным Требованиям);
  • запрашивает мотивированное мнение налогового органа по вопросам расчета и уплаты налогов (страховых взносов) (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Налоговый орган в ходе мониторинга проводит комплексный анализ рисков организации и оценивает эффективность работы ее системы внутреннего контроля.

В том числе инспекция проводит текущий анализ ваших операций на основе представленных вами данных (п. п. 1, 6 ст. 105.26 НК РФ).

Дополнительно инспекция может (п. 6 ст. 6.1, п. п. 3, 5 ст. 105.29 НК РФ):

  • затребовать у вас информацию, документы и пояснения. Представить их нужно в течение 10 рабочих дней;
  • привлечь эксперта и (или) специалиста.

По общему правилу в период мониторинга не проводятся выездные и камеральные проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89, п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ).

Если в ходе мониторинга инспекция обнаружит противоречия и несоответствия в документах, она потребует (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 105.29 НК РФ):

  • представить пояснения. Это нужно сделать в течение пяти рабочих дней;
  • внести исправления. Их надо внести в течение 10 рабочих дней.

Если инспекция обнаружит нарушения в расчете или уплате налогов, она составит мотивированное мнение. Оно также может быть составлено по вашему заявлению (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Если с мотивированным мнением вы не согласны, проводится взаимосогласительная процедура (п. 8 ст. 105.30, ст. 105.31 НК РФ).

В каких случаях проводятся камеральные проверки за период мониторинга

Провести камеральную проверку налоговой декларации (расчета) за период, за который проводится налоговый мониторинг, инспекция может только в следующих случаях (п. 1.1 ст. 88 НК РФ):

  • декларацию (расчет) за период, за который проводится мониторинг, вы подали после 1 июля следующего года;
  • в декларации по НДС или в декларации по акцизам вы заявили сумму налога к возмещению;
  • вы подали уточненную декларацию (расчет), в которой уменьшили сумму налога (страхового взноса) к уплате либо увеличили сумму убытка;
  • налоговый мониторинг прекратился досрочно.

В каких случаях проводятся выездные проверки за период мониторинга

Провести выездную проверку за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг, налоговый орган может только в следующих случаях (п. 5.1 ст. 89, п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ):

  • проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекции, которая проводила мониторинг;
  • налоговый мониторинг прекратился досрочно;
  • вы не выполнили мотивированное мнение налогового органа;
  • вы подали уточненную декларацию (расчет) за период проведения мониторинга, в которой уменьшили сумму налога (взноса) к уплате, либо подали уточненную декларацию по КГН и в ней уменьшен налог к уплате или увеличен убыток из-за корректировки доходов (расходов) участника КГН, по которому проводился мониторинг.

Мотивированное мнение налогового органа

Мотивированное мнение — это позиция налогового органа по вопросу расчета и уплаты налогов, сборов и страховых взносов (п. 1 ст. 105.30 НК РФ). В том числе в мотивированном мнении налоговый орган дает оценку тому, как вы отражаете сделки и их результаты с точки зрения налогового законодательства. Мотивированное мнение не является решением о привлечении к ответственности.

Форма и требования к составлению мотивированного мнения утверждены Приказом ФНС России от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@.

Мотивированное мнение инспекция формулирует в двух случаях (п. п. 2, 3 ст. 105.30 НК РФ):

  • по вашему запросу;
  • если инспекция выявила у вас нарушения законодательства (неправильное определение налоговой базы, неполное удержание налогов и др.).

Мотивированное мнение о нарушениях, выявленных за проверяемый период (год), инспекция должна составить не позднее 1 июля следующего года. Она направит его вам в течение пяти рабочих дней с даты составления (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 105.30, п. п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ).

Мотивированное мнение не налагает на вас штраф, даже если инспекция выявила нарушения.

Мотивированное мнение обязательно для выполнения как налоговым органом, так и организацией (п. 7 ст. 105.30 НК РФ).

Если вы согласны с мотивированным мнением, в течение месяца с даты его получения сообщите об этом инспекции и подтвердите (в том числе документально) выполнение ее указаний (п. 6 ст. 105.30 НК РФ).

Вас не оштрафуют и вам не начислят пени, если выполнение мотивированного мнения привело к нарушению законодательства (при условии, что вы не вводили в заблуждение налоговый орган) (п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111, п. 7 ст. 105.

30 НК РФ).

Если вы не согласны с мотивированным мнением, в течение месяца с даты его получения представьте в инспекцию свои разногласия (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). После этого проводится взаимосогласительная процедура.

Если вы не выполните мотивированное мнение, инспекция проведет у вас выездную проверку, по итогам которой она может привлечь вас к ответственности и доначислить налоги и взносы (пп. 3 п. 5.1 ст. 89, пп. 3 п. 4.1 ст. 89.1, п. п. 7, 8 ст. 101 НК РФ).

Взаимосогласительная процедура

Если вы представили в инспекцию разногласия на мотивированное мнение, она в течение трех рабочих дней направляет их в ФНС России вместе со всеми материалами (п. 6 ст. 6.1, п. 8 ст. 105.30 НК РФ, п. 1 Положения о ФНС России).

ФНС России проводит взаимосогласительную процедуру в течение одного месяца с даты получения материалов от инспекции. К участию в процедуре она привлечет вас и вашу инспекцию (п. п. 1, 2 ст. 105.31 НК РФ).

По итогам этой процедуры мотивированное мнение будет изменено или оставлено без изменения, о чем вам направят уведомление (п. 3 ст. 105.31 НК РФ).

В течение одного месяца со дня его получения вы должны уведомить инспекцию о своем согласии с мотивированным мнением, подтвердив его выполнение, либо о своем несогласии с ним (п. 5 ст. 105.31 НК РФ).

Срок проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг проводится за календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ).

Срок проведения мониторинга за каждый проверяемый период (год) — с 1 января проверяемого года до 1 октября следующего года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).

Если в первый раз заявление о проведении мониторинга вы подали в текущем году (до 1 июля), инспекция проведет мониторинг за следующий год.

Если до 1 декабря следующего года вы не направите в инспекцию заявление об отказе от мониторинга, она проведет мониторинг за второй год.

Если до 1 декабря второго года мониторинга вы не направите в инспекцию заявление об отказе от проведения мониторинга, она продлит его на третий год.

На четвертый год инспекция сама мониторинг не продлит. Для этого вы должны будете подать заявление о проведении мониторинга не позднее 1 сентября предшествующего года (п. п. 1.1, 7 ст. 105.27 НК РФ). Например, вы проводили мониторинг в 2019, 2020 и 2021 гг. и хотите продлить его на 2022 г. Заявление подайте не позднее 1 сентября 2021 г.

Максимальный срок налогового мониторинга не ограничен. Вы можете участвовать в нем столько времени, сколько считаете целесообразным.

Как подать заявление о проведении налогового мониторинга

Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@.

К заявлению приложите (п. 2 ст. 105.27 НК РФ):

  • регламент информационного взаимодействия. Регламент составляйте с учетом Приложений N N 3 и 4 к Приказу ФНС России от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@;
  • информацию об участниках — организациях и физлицах, чья доля участия в вашей организации больше 25%;
  • учетную политику для целей налогообложения за год, в котором вы подаете заявление;
  • документы, которые регламентируют систему внутреннего контроля вашей организации. Они должны соответствовать Требованиям к организации системы внутреннего контроля.

Заявление подавайте в инспекцию по месту нахождения организации. Крупнейшие налогоплательщики подают заявление в инспекцию по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (п. 1 ст. 105.27 НК РФ).

Если вы не являетесь крупнейшим налогоплательщиком, но подаете заявление о проведении мониторинга, вас могут признать крупнейшим налогоплательщиком (п. 5 Критериев отнесения к крупнейшим налогоплательщикам).

Срок подачи заявления зависит от ситуации (п. п. 1, 1.1, 7 ст. 105.27 НК РФ):

  • если мониторинг у вас не проводится и вы хотите начать его со следующего года, заявление подайте не позднее 1 июля текущего года. Например, чтобы инспекция провела у вас мониторинг в 2021 г., заявление нужно подать не позднее 1 июля 2020 г.;
  • если мониторинг у вас уже проводится, подавать заявление нужно, только если вы хотите продлить его на четвертый год. Заявление подавайте не позднее 1 сентября предшествующего (третьего) года.

Чтобы мониторинг продлили на второй и третий год, заявление подавать не нужно. Инспекция продлит его сама, если вы не откажетесь от проведения мониторинга (п. 7 ст. 105.27 НК РФ).

Во всех случаях при расчете сроков действует правило: если последний день срока — выходной (нерабочий) день, заявление подавайте не позднее, чем на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Налоговый мониторинг, его плюсы и минусы

Налоговый мониторинг: как применяется, как проводится, штрафы

Налоговым мониторингом является налоговый контроль, применяемый по просьбе предприятия. Во время заключения мониторингового соглашения между организацией и органами ФНС запрещено проведение камеральных и выездных проверок. В то же время проведение такой ревизии предполагает состояние компании в постоянном проверочном режиме.

Обоснование понятия

Налоговый мониторинг определяет такой вид контроля, который позволяет заранее предусмотреть правильность и своевременность поступления средств в казну, перечисленных предприятием. Компания предоставляет полный доступ проверяющим к бухгалтерской и финансовой отчетности на время осуществления ревизионного контроля.

Во время мониторинга предприятие может получать консультации у специалистов ФНС по вопросам правильности налогообложения совершаемых сделок. Такой вид взаимодействия считается актуальным, так как у работников предприятия могут возникать сомнения по поводу уплаты налогов на основании заключенных соглашений с другими компаниями.

Выгоду от мониторингового контроля извлекает организация, которая ведет прозрачную работу и не укрывается от выплаты налогов в государственную казну. При помощи ревизионного взаимодействия достигаются следующие цели:

  1. Устраняются недоразумения, вызванные недопониманием налогового законодательства по конкретному случаю.
  2. Наличие возможности у предприятия избегать новых налоговых платежей в виде штрафных взысканий и пени.
  3. Наблюдается существенное ослабевание контроля со стороны налоговиков.

Ревизионный мониторинг содержит ряд особенностей, которые включают в себя:

  1. Процедура актуальна только для юридических особ.
  2. Проведение проверки наступает только после подачи компанией заявления в органы ФНС и принятия положительного решения на этот счет налоговыми инспекторами.
  3. Ревизия проходит по месторасположению предприятия.
  4. Проведение проверки предусматривает соблюдение некоторых условностей.
  5. Компания должна подать заявление на установленном законодательством бланке до 1 июля.
  6. Организация имеет право отстранить заявление до момента его рассмотрения.
  7. Проверка будет проводиться в следующем календарном году за предыдущий период.
  8. Срок осуществления ревизии определяется в период с 1 по 3 кварталы.
  9. Мониторинг может быть досрочно прекращен по соглашению сторон.
  10. В ходе прохождения проверки происходит разработка спецрегламента, на основании которого возможно дальнейшее сотрудничество. Это может затронуть получение доступа к информационным данным компании.

Преимущества и недостатки процедуры

Мониторинговый контроль предприятия имеет достаточно плюсов по сравнению с другими формами проверок. К их числу относятся такие характеристики:

  • Налогоплательщик полностью освобождается от других налоговых ревизий. Это право прописывается в ст. 88 и ст. 89 Налогового Кодекса РФ.
  • Предприятие может получать разъяснения у специалистов структуры ФНС по налогообложению и другим законодательным тонкостям, прописанным в ст. 105 Налогового Кодекса РФ.
  • Налогоплательщик освобождается от ответственности за собственную деятельность по тем статьям, относительно которых контролеры готовят разъяснения.
  • Появляется возможность получения консультаций у налоговиков по правильности составления отчетных документов. Такой подход оберегает фирму от лишних сборов в казну.
  • Наличие электронного информационного обмена. Предприятие может обмениваться документацией с органом ФНС в электронном режиме без выезда на проверку инспекторов.
  • Осуществление проверок проводится в добровольном формате, что предполагает наличие договоренности между организацией и налоговиками.

Кроме плюсов, мероприятие имеет и некоторые недостатки. Они включают в себя:

  • Проведение мониторингового контроля возможно только на крупных предприятиях с большой прибылью.
  • В ходе проверки налоговой службой будут вынесены предписания, которые предприятие обязано устранить в установленные законодательством сроки.
  • Запрет на взаимодействие с независимыми экспертами по решению спорных моментов, возникших при ревизии.
  • Получение налоговой службой полного доступа к финансовой отчетности компании.
  • Не решение проблем с возмещением НДС в ходе осуществления проверки.

Практические тонкости

Инспектора службы по налогам, осуществляющие ежедневную ревизию на определенном предприятии, в случае выявления несоответствия в документообороте имеют право требовать объяснения от плательщика налогов. Если на законодательном уровне доказано, что бухгалтерами организации была допущена ошибка, то компания должна внести поправки в отчетность.

Плательщик налога вправе потребовать от налоговиков письменное подтверждение нарушения со ссылками на законодательство. Для этого оформляется письменный запрос в органы ФНС. Рассмотрению подлежат как совершенные ранее сделки, так и операции, проводимые в будущем.

Для разрешения спорного вопроса в органе по налогообложению, предприятием должны быть поданы оправдательные документы по операции в определенные законодательством сроки.

Налоговая структура может готовить ответ на протяжении 1 месяца. Не допускается игнор со стороны специалистов ФНС организаций, в которых проводится мониторинг.

Стоит отметить, что большинство крупных организаций, имеющих право на проведение процедуры мониторингового контроля, с удовольствием используют его. Это вызвано наличием у процедуры большого числа преимуществ. Главное, чтобы компанией соблюдался порядок проведения ревизии и требования, представленные подразделением ФНС.

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

Налоговый мониторинг: как применяется, как проводится, штрафы

Что такое налоговый мониторинг

С 1 января 2015 года в России появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Суть заключается в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

Это следует из положений раздела V.2 НК РФ.

В каких случаях проводят налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если компания заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям. И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.

Основанием для проведения налогового контроля будет положительное решение инспекции на поданное заявление.

Это следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 105.26 НК РФ.

Всем ли организациям доступен мониторинг? К сожалению, нет. Провести его могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг.

За какой период проводят налоговый мониторинг

Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.

При этом воспользоваться мониторингом удастся только с 1 января 2016 года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении мониторинга и получить из инспекции положительное решение.

Получается, что даже если подать заявление в 2015 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2016 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2017 года.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 НК РФ.

Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 НК РФ с 1 января 2016 года. То есть только в 2016 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2017 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Как подать заявление о налоговом мониторинге

Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

К заявлению о проведении мониторинга приложите:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
  • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей компании, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.

Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 НК РФ.

Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:

  • либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
  • либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Отказать в проведении служба налогового мониторинга может в трех случаях:

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 НК РФ.

Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг

Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:

  • нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейшая процедура станет невозможной;
  • в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;
  • дважды (или более) откажет инспекции в представлении документов (информации), пояснений.

О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

Такой порядок предусмотрен статьей 105.28 НК РФ.

Как инспекция проводит налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:

  • деклараций (расчетов) по налогам;
  • документов, представленных вместе с заявлением о проведении мониторинга;
  • других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

Помимо этого инспекция вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, а также требовать письменные или устные пояснения. Все это следует из положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.

Если инспекция затребовала в ходе мониторинга документы, то вы можете представить их на бумаге (копии или подлинники) или же в электронном виде. Последнее возможно, если документы, которые затребованы у компании, составлены в электронном виде по установленным форматам.

Передать такие документы в инспекцию можно разными способами:

  • выслать в инспекцию по почте;
  • вручить лично представителю инспекции (инспектору, который непосредственно проводит налоговый мониторинг, или сотруднику канцелярии инспекции);
  • направить по телекоммуникационным каналам связи (если документы составлены в электронном виде по установленным форматам).

Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.29 НК РФ.

Порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.

Как оформляют результаты налогового мониторинга

В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 НК РФ.

Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Инициатива инспекции

Если в ходе процедуры сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение.

Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом.

Направить свое мнение в компанию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 НК РФ.

Инициатива организации

Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.

В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 НК РФ.

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.

Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 НК РФ.

После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру

Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне компании, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.

Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.

Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 НК РФ.

Плюсы налогового мониторинга

Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки. Исключение составляют:

1) камеральные проверки, которые проводятся:

  • если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
  • если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.

Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 НК РФ.

2) выездные проверки, которые проводятся:

  • вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если компания не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 НК РФ.

Общие положения о налоговом мониторинге

Налоговый мониторинг: как применяется, как проводится, штрафы
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Налоговый контроль » Общие положения о налоговом мониторинге

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Налоговый мониторинг представляет собой относительно новую форму выражения налогового контроля и учета, направленную на установление наблюдения за соблюдением норм налогоплательщиками, которые устанавливаются положениями НК РФ.

Непосредственным предметом контроля налогового мониторинга в России является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты установленных налогов и сборов, проверка базы доходов как юридических, так и физических лиц, проверка всех этапов процедуры уплаты предусмотренных сборов, защита бюджета государства и своевременное обнаружение нарушений действующих налоговых норм в организациях.

Помимо этого, цель работы налогового мониторинга предусматривает и защиту законных интересов налогоплательщиков, особенно, если это новая служба и финансовый порядок учета, налогообложения, перехода на УСН еще совсем не налажен.

Данная форма контроля выражается в постоянном наблюдении и фиксировании определенных результатов, которые были выявлены в ходе той или иной проверки. Затем полученные результаты могут быть сравнены.

На основании данной операции составляется соответствующий график, который может показать важные процессы, выявить цикличность и обнаружить иные важные сведения.

Налоговый мониторинг является установленной юридической процедурой, следовательно, его результаты могут быть использованы для установления определенных санкций и штрафов за те или иные нарушения, которые были допущены налогоплательщиками.

Чтобы данные результаты оказались правомерными и действительными, налоговый мониторинг должен быть проведен с учетом всех требований и нормативов, которые были установлены положениями действующего НК РФ.

Проведение налогового мониторинга

Проведение налогового мониторинга является важной налоговой процедурой, которая может проводиться только при наличии законных на это оснований и только определенными лицами, имеющими соответствующие полномочия. При этом данная форма контроля и способы ее осуществления должны полностью соответствовать положениям, которые содержат нормы налогового законодательства России, а также соответствующий регламент.

Сама процедура проведения налогового мониторинга в России, как форма контроля, осуществляется на основании представления доступа налоговому органу к определенным сведениям, содержащимся в организациях. К этим сведениям можно отнести данные финансовой отчетности участников налоговых правоотношений, информацию базы доходов и расходов и т.д.

Особым примечанием выступает тот факт, что данный доступ должен быть представлен налоговому органу на постоянной основе, для последующего регулярного осуществления контроля в установленной форме. Налоговый мониторинг, как форма проверки участников налоговых правоотношений, обладает достаточно редкой особенностью – он носит длящийся характер.

В тоже время, важной особенностью, которую предусматривают действующие нормы законодательства России, является тот факт, что налоговый орган не вправе осуществлять дополнительные проверки, в том числе и выездные, в том случае, если в данный момент осуществляется налоговый мониторинг.

Условия проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг может быть проведен при наличии определенных условий, которые устанавливаются положениями НК РФ и являются обязательными для сотрудников налоговых организаций.

Главным условием проведения налогового мониторинга выступает тот факт, что он проводится по письменному заявлению представителя организации, которая выражает свое желание на осуществление данной процедуры. Подать заявление могут организации, которые отвечают следующим условиям, которые устанавливает НК РФ:

  • общая налоговая сумма базы доходов, которая включает в себя НДС, налог на прибыль и т.д., составляет не менее 300 миллионов рублей, за определенный отчетный период;
  • объем базы доходов, по данным действующей бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – календарный год, в который было подано соответствующее заявление;
  • общая сумма активов, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – год, предшествующий году, в котором было подано заявление.

Заявление подается заинтересованным лицом в налоговый орган, по месту нахождения организации, либо иного юридического лица. Организации, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками, должны подавать заявление по месту данного учета в налоговых органах.

Заявление, как правовой документ, должно содержать все необходимые сведения: форма организации, ее регламент, количество законных участников, финансовый порядок учета и налогообложения, данные базы доходов, УСН и т.д.

Срок проведения и цели налогового мониторинга

Налоговый мониторинг участников правоотношений осуществляется в соответствии с целями, поставленными положениями налогового законодательства России и НК РФ. В основной список целей можно включить следующие:

  • максимальное снижение рисков для участников, касаемо применения штрафных санкций со стороны государства, которые нередко бывают вызваны определенными нарушениями норм действующего законодательства России;
  • осуществление определенного страхования от возможных убытков, которые могли бы повлечь непреднамеренные нарушения действующих норм налогового законодательства и НК РФ;
  • более легкое и быстрое урегулирование возможных проблем, которые были найдены во время непосредственного осуществления мониторинга, например, неверного перехода на УСН;

Как видно из вышеперечисленных положений, налоговый мониторинг всегда преследует основную цель – обеспечение защиты законных интересов и прав налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг проводится в определенный временной период – финансовый год, следующим за годом, когда балы осуществлена подача соответствующего заявления заинтересованной организацией.

Общие положения устанавливают, что налоговый мониторинг начинается 01 января года и продолжается до 01 октября следующего года.

Регламент учета и информационного взаимодействия

Регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает особый порядок представления налоговому органу требующихся документов, носящих финансовый характер. Данный документ представляет собой сведения базы доходов, данные УСН и налогового учета, финансовый отчет участников и т.д.

Помимо этого, регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает действующий порядок уплаты и учета страховых взносов, перечисления налогов, перехода на УСН.

Регламент учета и информационного взаимодействия составляется и утверждается в соответствии с действующей формой, предусмотренной нормами налогового права.

Несоблюдение установленной формы, также неполное указание требуемых сведений, либо представление ложной информации, приведут к тому, что существующий регламент учета и информационного взаимодействия будет признан недействительным и не сможет учитываться во время непосредственного проведения налогового мониторинга уполномоченными лицами.

Данный финансовый документ должен содержать максимально подробные и точные сведения о схеме учета налогов конкретной организации, вне зависимости от того, применяет ли данная служба УСН или нет.

Налоговый мониторинг, Комментарий, разъяснение, статья от 30 июня 2017 года

Налоговый мониторинг: как применяется, как проводится, штрафы

Федеральныйзакон от 4 ноября 2014 года N 348-ФЗ ввел с 1 января 2015 годановый вид взаимодействия налоговой инспекции и компании. В частьпервую Налогового кодекса внесен новый разделV_2 НК РФ, регламентирующий новую процедуру налоговогомониторинга.

Этот вид налоговогоадминистрирования исключает проведение большинства камеральных ивыездных проверок компаний, запросивших в налоговой инспекциипроведение мониторинга.

Каждую операцию, которую провелаорганизация, инспекторы будут контролировать в режиме реальноговремени, пользуясь полным доступом к данным бухгалтерского иналогового учета.

Это позволит налоговикам быстро проверятьправильность и своевременность отражения компанией хозяйственныхопераций для целей налогообложения.

Формыдокументов, используемые при проведении налогового мониторинга, итребования к ним

Приказом ФНС России от 21 апреля 2017 года NММВ-7-15/323@ в соответствии с пунктом4 статьи 31, пунктами1, 3,6,7 статьи105_26, пунктами1, 4,7 статьи105_27, пунктом2 статьи 105_28, пунктами1, 2,4_1,4_2,7,9 статьи105_30, пунктом3 статьи 105_31 НК РФ утверждены формы документов, используемыепри проведении налогового мониторинга, и требования к ним.

Налоговыймониторинг – это форма налогового контроля, позволяющаяпроверять правильность исчисления (удержания), полноту исвоевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховыхвзносов, обязанность по уплате (перечислению) которых всоответствии с НКРФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора,плательщика страховых взносов, налогового агента) – организацию(п.1ст.105_26 НК РФ).

Налоговый мониторинг вотношении участника консолидированной группы налогоплательщиковтакже проверяет правильность определения полученных им доходов иосуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога наприбыль организаций по консолидированной группеналогоплательщиков.

Налоговыймониторинг – это способ расширенного информационноговзаимодействия, при котором организация предоставляет налоговомуоргану доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского иналогового учета, а взамен получает право в случае наличия сомненийзапросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросуналоговых последствий совершаемых сделок. Режим налоговогомониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций оприменении налогового законодательства и позволяетналогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов,пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля.Налоговые органы не смогут проводить налоговые проверки за периодпроведения налогового мониторинга кроме случаев, указанных впункте1.1 статьи 88 и пункте5.1 статьи 89 НК РФ.

Предметом налоговогомониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота исвоевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховыхвзносов, обязанность по уплате (перечислению) которых всоответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика(плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налоговогоагента) – организацию (абз.1 п.1ст.105_26 НК РФ).

Предметом налоговогомониторинга в отношении участника консолидированной группыналогоплательщиков также является правильность определенияполученных им доходов и осуществленных расходов для целейисчисления и уплаты налога на прибыль организаций поконсолидированной группе налогоплательщиков (абз.2 п.1ст.105_26 НК РФ).

Требования для обращения с заявлением о проведении налоговогомониторинга

Организация вправеобратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налоговогомониторинга при одновременном соблюдении следующих условий(пп.1-3 п.3ст.

105_26 НК РФ):

1) совокупная сумманалога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыльорганизаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащихуплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год,предшествующий году, в котором представляется заявление опроведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащихуплате в связи с перемещением товаров через таможенную границуТаможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей.

При определениисовокупной суммы налогов, указанных в настоящем подпункте,учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена наорганизацию как на налогоплательщика и налогового агента.

Для организации,являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков(в том числе ответственным участником указанной группы), всовокупную сумму налогов, указанных в настоящем пункте, включаетсясумма налога на прибыль организаций, определяемая на основеполученных ею доходов и осуществленных ею расходов, учитываемых приформировании консолидированной налоговой базы;

2) суммарный объемполученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой)отчетности организации за календарный год, предшествующий году, вкотором представляется заявление о проведении налоговогомониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимостьактивов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организациина 31 декабря календарного года, предшествующего году, в которомпредставляется заявление о проведении налогового мониторинга,составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Для организаций, вотношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятиярешения о проведении налогового мониторинга в соответствии спунктом4 или 7 статьи105_27 НК РФ выполнение условий, установленных настоящимпунктом, не является обязательным.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.