Ошибки налоговиков при выездной налоговой проверке в 2018 году

Выездная налоговая проверка (ВНП): 13 ошибок, которые приводят к фатальным последствиям

Ошибки налоговиков при выездной налоговой проверке в 2018 году

Как это не странно  звучит, но практически все выездные налоговые проверки бизнеса, где руководитель или собственники обращаются за квалифицированной юридической помощью, в лучшем случае, после получения на руки акта ВНП, приводят к серьезным и «неожиданным» до начислением сумм, подлежащих уплате в бюджет.

Есть примерно 5 типовых фраз, которыми заканчивается чтение акта, составленного по результатам ВНП:

Мы же им все представили! Все контрагенты ответили на «встречки»! Как так получилось?

Эта типовая фраза номер 1

У нас же такие хорошие отношения! Мы же их поздравляли все праздники! Я же сразу давал (а) им всю информацию по телефонному звонку! Откуда такие начисления?

Это типовая фраза номер 2

Мы представители реального сектора экономики. Мы производим… Создаем рабочие места. Не занимаемся «обналом» или «транзитом». Несем колоссальную налоговую нагрузку. Они обязательно разберутся и уберут доначисления! Они просто ошиблись!

Это типовая фраза номер 3

Я звонил Иван Ивановичу! Он держит ситуацию на контроле. Скоро все решится само собой.

Это типовая фраза номер 4

Найди, кому можно дать денег, чтобы решить. Ты знаешь этого Федю?Это типовая фраза номер 5

К сожалению, осознание проблемы приходит уже после того, как можно было реализовать наиболее эффективное решение — и с этим ничего не поделаешь.

Сколько не говори, сколько не пиши про то, что чем раньше к сопровождению ВНП подключатся профессионалы, тем дешевле и легче будет ее решение, все бесполезно — ведь «тетеньки» или «дяденьки» с налоговой улыбаются, с ними «прекрасные отношения», «мы дарили им подарки на новый год» и так далее.

А общаться с неким юристом или адвокатом, который галдит про каких-то там контрагентов, какие-то там риски, просит подготовить кипу каких-то непонятных документов, да еще платить этому юристу/адвокату, как то психологически не комфортно. 

Коробка конфет, бутылка виски, бутылка коньяка, цветы — разве это не гарантирует, что «добрые самаритяне» как минимум предупредят в случае угрозы?

А бухгалтерия, которая «в абсолютном порядке» — это, разве это не гарантия отсутствия до начислений в случае проверок?

Нет, не гарантирует. Нет, не предупредят.

Поэтому в дань уважения «Праворубу», постоянно снабжающему наиболее качественной и актуальной информацией, родилась и эта небольшая заметка, которая, надеюсь, будет полезна и представителям субъектов налоговых проверок и профессиональным участникам портала.

1. Расчет на собственные силы, штатного юриста или главного бухгалтера

Это «стандартная» ошибка № 1.

Действительно, например в Москве, штатный юрист может получать за сотню тысяч рублей в месяц.

Главный бухгалтер еще в 2-3 раза больше. Плюс стоят расширенная версия «Консультант+», «Гарант», «Caselook», «СПАРК» и так далее. Для чего нужны еще специалисты из консалтинга?

Ответ прост — для того, чтобы решить любую проблему, нужно выйти из проблемы. Главный бухгалтер всегда психологически вовлечен в процесс. Штатный юрист — это штатный юрист, у него другие задачи и функции. 

Терапевт, в принципе, может сделать несложную хирургическую операцию — но к чему это приведет, если нужно оперировать мозг или сердце? Да и другие органы, он же терапевт, а не хирург. А финансовая хирургия не проще традиционной.

2. Расчет на «хорошие отношения» с налоговиками

Любой «нормальный человек», общаясь с другими «нормальными людьми» и делая им те или иные полезные/приятные вещи, помогая, оказывая знаки внимания, вполне резонно ждет того же в свой адрес.

Как правило, состоя на налоговом учете в той или иной налоговой инспекции, в какой-то период времени начинают складываться «хорошие» отношения с инспекторами.

Камеральные налоговые проверки, налоговые разрывы, запрос той или иной информации — и бухгалтер (главный бухгалтер) с коробками документов улыбается «хмурому дяденьке» или «хмурой тетеньке» с ФНС. Проходит какое-то время и вот уже есть сотовый телефон, хмурость ушла.

Еще какое-то время и в инспекцию относятся шоколад/кофе/мартини/виски/коньяк и так далее. Возникает иллюзия того, что в случае угрозы «Алла Николаевна» предупредит.

Нет, не предупредит. В хороших отношениях нет ничего плохого, но нужно отдавать себе отчет в объемах и пропорциях этих отношений. 

3. Приходить в инспекцию и предоставлять документы по звонку инспектора

Никих документов, никакой информации, ничего не стоит предоставлять без официального запроса. «Хорошие отношения» здесь не получатся, у ФНС свои задачи, у налогоплательщика свои и, как правило, первые диаметрально противоположны вторым.

Есть запрос — есть ответ. 

4. Создание и контроль контрагентов первого звена

Да, безусловно, свои «технички» — контрагенты первого звена, оформленные на формально не связанных, но фактически подконтрольных налогоплательщику лиц,  создают некий буфер/щит безопасности для основного предприятия.

Но все течет, все стремительно меняется. ФНС уже отслеживает IP-адреса, опрашивает/допрашивает/запрашивает все, всех и вся и обеспечить ореол «независимости/неподконтрольности» с каждым кварталом становится все сложнее и сложнее.

Будущее ФНС — аналог «IRS» (Internal Revenue Service) со всеми вытекающими последствиями.

5. Расчет на «идеальный документооборот»

Да, безусловно, идеальный документооборот — это гигиена налоговых правоотношений.

Но для гарантии налоговой безопасности такой же документооборот (как и реальное подтверждение совершаемых хозяйственных операций) должен быть у всех контрагентов.

Мы ведь в ответе, за тех, кого приручили.

6. Хорошая покрышка

Если кто помнит, то в конце девяностых годов бизнесменам стало модно дружить с «силовиками». Время шло, силовиков становилось как-то больше, коммерсантов меньше. Сегодня сложно предположить, что некий (пусть даже генерал) вмешается в выездную налоговую проверку, если налоговики делают свое дело более или менее умело, а не «кошмарят» бизнес.

«Иван Иванович» уже не тот.

7. Расчет на банкротство как спасательный круг

Банкротство не спасает от налоговых санкций к юридическому лицу. Банкротство не спасает от уголовного преследования в случае превышения определенного предела. Наоборот, налоговики очень умело банкротят юридические лица, чтобы получить доступ к активам их бенефициаров.

8. Уход в глухую оборону — не давать информации, документов (сами устанут и отстанут)

Молчать, не давать документы, не отвечать на запросы — это игра не против, а за налоговиков. Любое сомнение они трактуют в свою пользу. Чем меньше документов — тем хуже для налогоплательщика. Другой вопрос — что это за документы, кому, от кого и как они представлены. 

9. Не понимание сути ВНП

Выездная налоговая проверка — это плотный, тяжелый коммерческий акт, осуществляемый со стороны государства, направленный на отъем (изъятие) активов у налогоплательщика. 

Мероприятие для государства достаточно дорогостоящее, поэтому реализуя его оно стремится получить максимальную прибыль.

10. Фатальная вера в «обвинительный уклон»

Примерно 82-85% споров выигрывается налоговиками и эта цифра растет. Каждый год налоговая служба проверяет меньше, а взыскивает больше. 

Но! И сами налогоплательщики играют в этом процессе немаловажную роль. Экономя на защите, давая (сдавая) добровольно всю доказательственную базу в руки проверяющим, игнорируя создание более или менее сильной доказательственной базы защиты.

Как и в уголовном процессе, явка с повинной, досудебное соглашение, желание «сотрудничать» могут сыграть фатальную роль.

Для примера. Возражения на акт налоговой проверки — это не переписывание формулировок, отраженных налоговиками в своем ракурсе с указанием противоположной судебной практики, а большая и кропотливая работа по собиранию и предоставлению доказательств, которая иногда схожа с работой адвоката по уголовному праву.

Доказательства — вот ключ к решению ВНП.

11. Поиск информации / консультаций / разъяснений / путей спасения в интернете

95% информации по ВНП, размещенной в интернете — шлак. Это либо реклама, обещающая «все» и «вся», либо устаревшая информация. Безусловно, есть «Праворуб», но он доступен не всем.

12. Стремление сэкономить

Скупой платит дважды, в делах по ВНП — трижды. Понятно, что осознание приходит тогда, когда уже нужно возместить причиненный бюджету ущерб в полном объеме, включая штрафы и пени, чтобы не сесть лет на пять. Пройдет еще 5-10 лет до того момента, когда субъекты предпринимательской деятельности начнут понимать ценность юриста/адвоката по налогам.

13. Обман самого себя

Ну если человек «налит», даже через цепочку контрагентов из 4-5 звеньев — ну он же налит. Порой самовнушение достигает такой степени, что осознание так и не приходит.

Налоги должны платить все, это обязанность закреплена Конституцией. 

Лес то рубят уже вовсю, от щепок не уберечься.

Фнс пошла навстречу компаниям и изменила правила проверок

Ошибки налоговиков при выездной налоговой проверке в 2018 году


Налоговая служба обновила формы документов для инспекторов при налоговых проверках. Это связано с принятыми поправками в Налоговый кодекс, которые вступают в силу с нового года. Расскажем, облегчат ли новые правила работу бухгалтера или сложностей все же станет больше.

Изменения по НДС и налоговому контролю в 2020 году, которые нельзя пропустить >>>

ФНС поменяла правила для осмотра помещений. Речь идет об осмотрах, которые налоговики производят при выездной или камеральной налоговой проверке на основе декларации по НДС. Изменения в статью 92 НК внес Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

По новым правилам прийти с осмотром налоговики могут, если компания не исполнила решение о взыскании недоимки свыше 1 млн рублей в течение 10 дней с даты его принятия.

Причем, инспектор сможет не только произвести осмотр территории, но и осмотреть помещения, документы и предметы.

При этом по одному решению осмотреть территорию можно только один раз, и организация должна дать свое согласие на осмотр.

В связи с этими изменениями чиновники добавляют новые формы документов:

  • постановление о проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов;
  • протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов;
  • требование о представлении документов;
  • поручение об истребовании документов.

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 года.

Как осмотры проводят в 2019 году

Инспекторы проведут осмотр, если у них есть следующие данные:

  • организация получила товарно-материальные ценности, но не отразила их в учете;
  • у организации есть мощности и ресурсы, которые она использует в деятельности, не заявленной в учредительных документах;
  • организация не отразила в отчетности или отразила в заниженном размере выручку от реализации произведенной продукции (письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

При выездной проверке и камеральной проверке декларации по НДС инспекторы вправе осматривать территорию и помещения организации. Протокол осмотра они используют как доказательство нарушений. При этом инспектору не нужно оформлять специальное разрешение.

Для доступа на территорию или в помещение ему достаточно предъявить свои служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки.

Если осмотр проводится в рамках камеральной проверки по декларации НДС, то инспектор предъявляет мотивированное постановление.

Если в ходе проверки организация препятствует доступу инспектора к своим территориям и помещениям, то инспектор составляет об этом акт и имеет право самостоятельно определить сумму налога к уплате.

При этом в расчетах инспекция будет опираться не на фактические данные, которые она могла бы получить в ходе осмотра, а на другие доступные ей сведения.

Например, инспекция может использовать сведения, полученные в других организациях, схожих с проверяемой (абз. 2 п. 3 ст. 91 НК РФ).

Также налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию и ее должностных лиц. Размер штрафа составляет 10 тыс. рублей (ст. 19.7.6, ч. 1 ст. 23.5 КоАП).

Кого налоговики отбирают для проверок

Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции принимает решение о проведении выездной проверки в организации. Вместе с тем у налоговиков есть своя система планирования выездных проверок. В ней также предусмотрены критерии, по которым происходит отбор организаций для назначения выездных проверок (приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).

Любая проверка – большой стресс для сотрудников организации. Очень важно морально к ней подготовиться, знать свои права и по возможности подстраховаться от проблем, которые могут возникнуть после проверки. Читайте в статье Системы Главбух рекомендации, как вести себя бухгалтеру, когда в организацию пришли налоговики с выездной проверкой >>>

Критерии отбора – это конкретные обстоятельства или экономические показатели, по которым налоговики делают вывод, что организация находится в «зоне риска» и может быть потенциальным нарушителем законодательства. Для инспекции такие факторы – сигнал к тому, чтобы включить организацию в план выездных проверок.

Например, основанием для выездной могут стать частые переезды организации с места на место, убытки в отчетности на протяжении нескольких лет подряд, налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой. Определите свою налоговую нагрузку с помощью расчетчика в Системе Главбух.

Дорогой коллега, 6 номеров «Главбуха» за наш счет!

Узнать больше

На все ваши вопросы с радостью ответят по телефону 8 (800) 505-87-17.

Должна ли ИФНС предупреждать о проверке?

Ошибки налоговиков при выездной налоговой проверке в 2018 году

Статья налогового адвоката Тылика Павла

Сначала о том, что пишет о себе сама ФНС: «В июне 2018 года Федеральная налоговая служба опубликовала статистику по выездным налоговым проверкам (ВНП) за первый квартал года: их число в федеральном масштабе снизилось на 26%, всего было проведено 4100 ВНП. Такое снижение – результат целенаправленной политики Правительства, выполняющего поручение В.В. Путина «перестать кошмарить бизнес».

Снижение числа проверок – это в принципе хорошо для бизнеса, но всё равно никто не застрахован от визита непрошенных гостей и нежелательных последствий проверки.

Критерии выбора компании, в которой будет проводиться выездная проверка

Ложка дегтя: снижение количества ВНП компенсируется результативностью самих налоговых проверок в части доначислений, а так же обеспечением реальности взыскания доначисленного с руководителей и учредителей бизнеса. Это первое.

Второе. Снижение ВНП компенсируется так же результативностью проведенных камеральных проверок и давления на бизнес на разного рода административных комиссиях в части «уберите это из затрат, иначе мы идем к вам».

Как получается, что ВНП нагрянула именно к вам, ведь в стране ведут хозяйственную деятельность сотни тысяч компаний, индивидуальных предпринимателей?

Самое важное о выездных налоговых проверках

Эффективность выездной проверки обусловлена фактором внезапности. Предполагается, что проверяемая компания не сможет предпринять никаких шагов по сокрытию налоговых правонарушений ‒ на это не будет времени. Что нужно знать о ВНП и её отличиях от плановой камеральной?

  • Вас не поставят в известность о её начале (письмо ФНС России от 10 марта 2016 г. № ЕД-4-2/3936@), поскольку срок для вручения извещения с решением о ВНП не установлен.
  • Проверка проводится по месту нахождения компании, сотрудникам ФНС нужно выделить рабочее место. Только если это технически невозможно, налоговики перемещаются в «родной» офис налоговой, но это бывает редко.
  • Проверке подлежит трехлетний период, предшествующий году ВНП.
  • Налоговики могут проверить тотально всю финансово-хозяйственную документацию компании (сплошная проверка, Ст. 93 НК) либо заинтересоваться только уплатой НДС или другого отдельного налога (тематическая).
  • У сотрудников налоговой при ВНП есть широкие полномочия. Они вправе инициировать инвентаризацию, провести досмотр любых служебных и хозяйственных помещений компании, навестить филиалы, провести выемку и экспертизу документов, допросить руководство и персонал компании, даже свидетелей «со стороны», назначить встречную проверку.

Основная задача ВНП ‒ контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, выявление нарушений. Объект пристального внимания – налогооблагаемая база, «серые» схемы ухода от налогов, ошибки и небрежности в первичных документах, умышленные или случайные.

Выездная налоговая проверка в 2018: список особенностей

Основания для ВНП изложены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ и приложениях к нему. Есть Концепция системы планирования ВНП, с которой можно ознакомиться на сайте ФНС. Как всё работает пошагово?

Основания для выездной проверки

Субъектов хозяйствования в России – сотни тысяч, их отчетность занимает терабайты данных и горы бумаги. Понятно, что «вручную» проанализировать такой объем данных даже теоретически невозможно.

В дело вступают программные комплексы, основанные на системе оценки рисков. Широко известны «ВНП-Отбор», АСК «НДС-2», ПК «ВАИ», АИС «Налог 3», ПИК «Однодневка», возможно, есть неизвестные широкой публике программные комплексы.

Их задача – автоматический анализ данных по ряду критериев и выявление связей между контрагентами.

Критериев, по которым проводится оценка – десятки, сопоставляются большие массивы данных по налогоплательщику и его контрагентам, поскольку они также есть в базе.

Например, очень легко машинными средствами обнаруживаются налоговые разрывы (особенно – НДС) в цепочке контрагентов, резкие колебания кредиторской или дебиторской задолженности, дисбаланс между масштабом хозяйственной деятельности и суммами уплаченных налогов.

Программные комплексы в автоматическом режиме ставят «черные метки» и присваивают потенциальному кандидату на ВНП некое число баллов, отражающее количество выявленных несоответствий с учетом «веса» критерия. По итоговому количеству баллов оценивается уровень риска ‒ низкий, средний или высокий.

Организации с высокими баллами автоматически подпадают под пристальное внимание налоговиков. Результат компьютерного анализа потенциальных кандидатов для ВНП – всего лишь многостраничный список, в котором может оказаться и ваша компания.

Совсем необязательно, что все без исключения «подозрительные» организации из списка будут проверены: сами налоговики утверждают, что действует выборочный принцип. Что дальше?

Как созревает решение о проведении выездной налоговой проверки

Информация о «подозрительных» субъектах хозяйствования с высокими рисками попадает на стол к налоговому инспектору. Фактически инспектор формирует досье компании, собирает информацию, анализирует состав учредителей, движение денег по счетам, взаимоотношение компании с контрагентами.

Здесь также используются программные комплексы (например, СПАРК), но много данных попадает в «досье» из открытых источников.

Инспектор с помощью банальной поисковой системы быстро получит публичные данные о деятельности компании, а они иногда могут оказаться очень интересными! Многие бизнесмены на страницах СМИ или популярных сайтов чрезмерно хвастливы и не следят за языком, раскрывают в интервью сведения о прибылях и достижениях компании, а налогов-то уплачено три копейки…

Если ранее компания проходила камеральную или выездную проверку, оцениваются их результаты. Инспектор вправе запросить данные из банков по расчетным счетам (включая ранее закрытые), особенно если дело касается операций с наличностью.

Имущество учредителей и руководства компании, членов их семей становиться объектом для пристального изучения. Инспектор вправе обратиться с запросом в Росреестр или ГИБДД. Часто владельцы бизнеса или члены их семей в социальных сетях демонстрируют уровень потребления, явно несоответствующий доходам. Это сразу же наводит на размышления…

Да, фактически инспектор – это налоговый Шерлок Холмс с широкими полномочиями и поддержкой могучей фискальной системы государства.

Выводы предпроверочного анализа и принятие решения

Инспектор на основе произведенной аналитической работы делает письменное заключение (копия сохраняется в электронном виде навсегда). Фактически это досье с выводами, заключение состоит из 6 глав, начиная с формальных, основных сведений о налогоплательщике. Самая важная часть – выводы. Они выглядят примерно так:

  1. Рекомендуется проведение ВНП.
  2. Если все подозрения подтвердятся, можно взыскать минимум ХХХ рублей неуплаченных налогов в бюджет и пеней.
  3. Предлагается дополнительно запросить такие-то документы, дополнительно провести анализ хозяйственной деятельности таких-то контрагентов.
  4. В рамках выездной налоговой проверки требуется провести следующие мероприятия (…). Иногда это проверка удаленных подразделений, инвентаризация товарных остатков или допрос ключевых свидетелей – зависит от обстоятельств.

Забавно, но не последнюю роль для принятия решения о ВНП играет величина доначислений по налогам, которую можно взыскать. Налоговики не признаются, что у них есть свой финансовый план по взысканию недоимок, но и не отрицают этого факта.

Ходят слухи, что в Москве сумма взысканных налогов, пеней и штрафов на одну проверяемую по ВНП организацию составляет минимум 10-11 миллионов рублей – такой показатель якобы доведён до налоговой сверху.

Людских ресурсов у ФНС на всех не хватит, поэтому они придут туда, где можно «взять» поболее.

Упомянутые в начале этой статье данные о снижении числа выездных проверок в 2018 году, как выясняется, с лихвой компенсируется ростом взысканных налогов: это означает, что ФМС стала работать точней, эффективней и нацелена на максимально возможное пополнение госбюджета, испытывающего сейчас определенные проблемы.

Кстати, еще на этапе предпроверочного анализа налоговиками проверяется, есть ли у компании достаточно денежных средств, а у учредителей – имущества, чтобы покрыть доначисленные налоги.

Если нет, то зачем тогда тратить своё время? Инструментов у ФНС достаточно: поскольку их более интересует крупный бизнес, размер ухода от налогов практически всегда тянет на уголовную статью о неуплате налогов (198-199 УК РФ), поэтому налоговики охотно привлекают к своим мероприятиям правоохранительные органы, работают «в паре».

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимает только начальник территориального отделения ФНС, он же назначает ответственных лиц и срок начала проверки. Конечно же, никакого уведомления проверяемой компании не посылается: инспекторы приходят внезапно, на руках – официальное решение о проведении ВНП.

Налоговая инспекция обязана предупредить о выездной проверке?

Начнем с ответа на второй вопрос: у налоговиков нет обязанности предупреждать вас о проведении ВНП вашей компании.

Не станем мы рассматривать и вариант «своего человека» в налоговой: фактически, он пойдет на должностное преступление, если проинформирует вас о грядущей ВНП. В большинстве случаев узнать о предстоящем визите налоговиков нельзя.

Но есть способы, указывающие на высокую вероятность таковой. Какие?

  • Внутренний аудит: критерии самоконтроля указаны в Приказе ФМС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012).
  • «Трясут» ваших контрагентов. Значит, клубочек может размотаться и привести к вам, риски возрастают. Как об этом узнать? Можно непосредственно от контрагента, если у вас с ним сложились доверительные отношения. Второй вариант – если та же ФМС или правоохранительные органы посылает вам заурядный запрос касательно ваших операций с контрагентом.
  • Если сложились хорошие отношения с персоналом обслуживающего вас банка, можно получить у них информацию о том, что ФНС запросило информацию по вашей компании, причем выписки по счетам за несколько лет. Эта информация не является инсайдерской – сотрудник банка ничего не нарушает.
  • Если у вас есть недобросовестные конкуренты, неразборчивые в средствах – будьте бдительны! Случаи, когда «сдают» налоговой конкурентов – далеко не редкость.

Очень важно понимать, что если к вам пришла ВНП, то с 99,9% вероятностью они найдут то, что искали: ведь было потрачено немало сил, чтобы выявить теневые стороны вашего бизнеса.

Фактически всё уже открыто налоговикам, им остается подтвердить и доказать факты.

У вас остается возможность при помощи квалифицированных юристов защитить то, что можно защитить, как последняя возможность – оспорить результат ВНП, подать апелляцию.

Но лучше всего вести бизнес так, чтобы заведомо не попадать «под колпак ФМС», грамотно оптимизироваться, в полном объеме и своевременно уплачивать все налоги, не изобретать изощренных серых схем по минимизации налогообложения.

Закон надо соблюдать, даже если вы убеждены в его несовершенстве.

О критериях выбора жертвы на проведение выездной налоговой проверки вы можете почитать в другой моей статье: «Как узнать о проведении выездной налоговой проверки заранее».

На эту тему вы можете посмотреть мое видео «Планирование выездной налоговой проверки. Критерии»:

Ошибки налоговиков при выездной налоговой проверке в 2018 году – Лед совет

Ошибки налоговиков при выездной налоговой проверке в 2018 году

Фискальные взаимоотношения с ведомствами, отвечающими за сферу налогообложения, являются важным аспектом в жизни любого предприятия, фирмы или организации. Увы, в последнее время российское законодательство всё чаще пересматривается, уточняется и дополняется новыми статьями.

Чиновники, отвечающие за нормативное регулирование экономической и социальной жизни общества, не перестают внедрять всё больше и больше изменений, вынуждая субъектов предпринимательства внимательно следить за каждым обновлением законов. Перемены коснулись и фискальной сферы – бизнесмены отслеживают повышение налогов, изменения в формах отчетных документов, правилах предоставления информации и графиках проверок.

Самое главное в этом вопросе – соблюдать нормы, касающиеся отчислений в бюджет и заполнения отчетной документации. В 2018 году проверки со стороны фискалов будут проходить по-новому, однако правительство заверяет, что на этот раз все перемены будут проводиться лишь на пользу предпринимателям. Давайте разберемся, что нового в этом вопросе принесет очередной календарный период!

Правительство утверждает, что новый механизм осуществления налоговых проверок защитит предпринимателей от агрессивной фискальной оптимизации

Какими будут налоговые проверки в 2018 году?

Госдума уже прорабатывает новый законопроект, согласно которому в 2018 году будут ограничены камеральные и выездные проверки, осуществляемые фискальными органами. Новая статья Кодекса (54.

1) введена в действие общефедеральным законодательным актом от 18 июля 2017 года.

https://www.youtube.com/watch?v=pR_-qsvKibg

Она формирует единый подход к процессу сбора базы доказательств по фактам неправомерного исчисления фискальной базы и всевозможных сборов в бюджет.

Чиновники заверяют, что новая законодательная инициатива существенно облегчит жизнь предпринимателям, так как в ней прописаны нормы, ограничивающие использование «агрессивных» механизмов фискальной оптимизации. В документе фигурируют следующие моменты:

  • срок, в течение которого могут быть проведены камеральные проверки, будет сокращен до 1 месяца вместо 3-х (такой срок действовал в 2017 году);
  • дополнительные проверки в рамках налогового контроля теперь должны быть оформлены отдельным актом, в котором представители фискальной службы обязаны четко обосновать необходимость проведения данного мероприятия. Субъекты предпринимательства, которых коснулась дополнительная проверка, могут не просто ознакомиться с документом, но и подать возражения по выводам или процедуре проведения;
  • субъектов предпринимательства, которые сдают уточненные декларации, на повторных проверках будут исследовать только по вопросам уменьшения налогооблагаемой базы;
  • предпринимательские субъекты будут ознакомлены со всеми статьями и пунктами, согласно которым их действия можно считать злоупотреблениями при учете расходов и доходов, а также формировании налоговых вычетов при совершении сделок;
  • по-прежнему действует правило презумпции добросовестных действий плательщика налогов. Фискальные службы должны доказать, что информация о хозяйственной деятельности предприятия или объектах, которые являются налогооблагаемыми, была искажена. Фискальные службы обязаны доказать умышленное искажения фактов в налоговой или бухгалтерской отчетности, чтобы назначить взыскание из-за фальсификаций, вследствие которых субъект предпринимательства провел уменьшение налоговой базы, неправильно применил налоговую ставку, льготу или режим. Если же доказательства вышеуказанных фактов отсутствуют, то налоговые службы не имеют права назначить взыскания;
  • к умышленному искажению информации новый закон относит: применение схем по «дроблению бизнеса»; сокрытие реальных доходов или сумм выручки, полученной при продаже (подробнее с этими моментами можно ознакомиться в пункте 1 статьи №54.1 Налогового Кодекса);
  • для доказательства вины налогоплательщика необходимо подтвердить, что он осознавал противоправность совершаемых действий и ожидал конкретных последствий. При этом в актах фискальных проверок недостаточно перечислить операции, которые фискальные службы считают недобросовестными или противоправными – по каждому пункту должно быть прописано конкретное действие плательщика налогов (или подчиненных ему лиц), которое привело к правонарушению, а также конкретное последствие для бюджета РФ;
  • в качестве доказательной базы фискальными органами может использоваться информация, полученная посредством опрашивания должностных лиц, проверки документации, исследования пропускных журналов на охраняемых объектах и пропусков работников, а также изучения формальных документов, финансовых и бухгалтерских отчетов. При этом опираться на формальный признак в виде сомнительной подписи или указания того, что поставщик был ранее замечен в неправомерных действиях, недопустимо. В случае, если сделка состоялась, налогоплательщик имеет полное право отразить по ней понесенные расходы. Налоговик может указать только на выявленные им обстоятельства – например, если сделка была проведена не указанным в документах контрагентом, либо операция была проведена для умышленного ухода от уплаты налога;
  • в законе появился еще один момент – чтобы доказать виновность при уходе от налога, инспектору будет достаточно показать, что исполнитель не мог реализовать порученные ему работы или произвести товар (например, у поставщика для этого нет нужных мощностей или достаточного количества квалифицированного персонала). Чтобы избежать неприятностей, бухгалтерские служащие должны тщательно проверять контрагентов, с которыми заключаются контракты;
  • стоит быть гораздо внимательнее при проведении аудиторских проверок – с 2018 года работники аудиторских служб обязаны предоставлять информацию о нарушениях в фискальные службы. Информация будет предоставляться по запросам инспекторов, причем у аудиторов могут запросить любые данные или документы, которые клиенты предоставили им на проверку. Если же аудитор выявит сделку, которая покажется ему сомнительной, он должен будет передать такую информацию в Росфинмониторинг. Указанное ведомство ознакомит со сведениями налоговую службу, которая тут же может направить по адресу предприятия проверку;
  • возможны изменения в отношении контролируемых сделок (сейчас этот пункт рассматривается). Предположительно, пороговое значение выручки для сделок, совершенных внутри российского рынка, может быть увеличено с 1 до 3 миллиардов в нацвалюте. Суммарный лимит выручки для сделок, проведенных с иностранными субъектами предпринимательства, может составить 60 миллионов рублей (напомним, что ранее законодательство не предполагало лимитов для таких операций).

Сервис «Прозрачный бизнес»

С 2018 года, по заявлениям фискального управления, в России наконец-то начнет действовать новый сервис – «Прозрачный бизнес».

Напомним, что пытки запустить этот сервис предпринимались и в 2017 году – по планам налоговиков пользователи должны были получить доступ к ресурсу уже 25.07.2017 года.

Именно с этой даты налоговики обещали начать размещение на сайте «pb.nalog.ru» информации о доходах и расходах предпринимательских субъектов.

Когда сервис «Прозрачный бизнес» заработает, любой интернет-пользователь сможет получить доступ к огромному массиву бухгалтерских данных

Там же появятся сведения из бухгалтерских отчетных документов, а также данные о специальных режимах налогообложения, численности персонала, штрафах, правонарушениях и долгах.

Предполагалось, что некоторые сведения будут публиковаться на ресурсе каждый месяц, а часть документов будут выкладывать в сеть 1 раз в год.

До внедрения такого ресурса вся вышеуказанная информация была недоступна для представителей широкой общественности.

После запуска сайта все без исключения смогут ознакомиться с потенциальными поставщиками товаров или услуг, чтобы сделать собственные выводы о том или ином предприятии, фирме или организации, а также оценить возможный риск от работы с конкретным предпринимательским субъектом. Впрочем, техническая база нового сайта оставляла желать лучшего – ресурс был срочно закрыт после первого же наплыва пользователей. Кроме того, представители фискального ведомства уже изложили новые рекомендации касательно сервиса:

  • вся информация на нем будет размещаться налоговиками только 1 раз в год. Дата первого размещения – 01.06.2018;

Основания для выездной налоговой проверки 2018 — Кредитный юрист

Больше, чем за 3 года Судебная практика в вопросах налогообложения насчитывает случаи, когда можно охватить контролем не только 3 прошедших года, но и больший срок.

Например, постановление ФАС СЗО 2012 года за номером 14239/2010 одобрило проведение проверки по решению, которое принято в конце одного года, но достигло адресата в следующем, за те годы, которые предшествовали году вынесения решения.

Так, если начальник инспекции принял решение в конце декабря 2018 года, но генеральный директор фирмы получил экземпляр в январе 2018-го, то проверяемым периодом может быть как отрезок 2013-2015, так и 2014-2016. Другим судебным решением — пятое постановление Пленума ВАС в 2001 году, позволена проверка прошедших 3-х лет, а также текущего года — например, первого квартала 2018 года.

Предположим, организации по решению налоговой выездной проверки доначислен налог.

Организация с решением не согласна и обращается в суд, для того, чтобы его опровергнуть.

Внимание

Пока идут судебные разбирательства, растет пеня по доначисленному организации налогу.

Решить этот вопрос можно так: доначисленную сумму погасить, а после того, как суд примет решение в пользу организации, зачесть его в счет будущих платежей.

Важно

Выездная налоговая проверка в 2020: сроки, порядок проведения, поводы для налоговой присмотреться к фирме

Ошибки налоговиков при выездной налоговой проверке в 2018 году

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку.

Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки.

Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период намного ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.

  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.

  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов (посредники).
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес.

  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2019 году. В 2020 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.