Ремонт сварочных инверторных аппаратов своими руками

Ремонт сварочных инверторов: основные поломки и методы их устранения своими руками

Ремонт сварочных инверторных аппаратов своими руками

Со времен начала «нулевых» к инверторным сварочным работам прибегают все чаще и чаще, что вполне объяснимо. Сейчас можно без труда купить бюджетный аппарат, который отвечает всем требованиям.

Такие механизмы могут похвастаться хорошими техническими характеристиками. Этого может вполне хватит для простого ремонта – например, на даче или в гараже.

Если сварочный трансформатор и выпрямитель имеют узкое предназначение, то инвертор для сварки используется очень часто.

Посредством микросхем, которые по праву называют душой механизма, разработчикам удалось наделить аппарат для сварки рядом преимуществ с одновременным уменьшением его веса.

Как бы нам не хотелось подольше не вспоминать о ремонте, сложные приборы иногда становятся неисправны. Мы поделимся своим опытом в вопросе наиболее частых поломок.

После прочтения статьи у вас получится починить инвертор. В материале вы найдете много полезных советов. Надеемся, они вам пригодятся.

Искры в инверторе

В недорогих инверторах такая поломка встречается часто. Выглядит это так: аппарат выдает искру, но при этом отказывается работать. Этому есть логические объяснения, о которых мы и поведаем.

Первым делом стоит внимательно взглянуть на сварочные кабели: очень часто они нуждаются в «реанимации». На первый взгляд явных дефектов может и не быть, но на всякий случай возьмите новые кабели и вставьте их в массу с держаком.

Таким образом дуга зажжется, и у вас будет возможность проверить разъемы на качество работы.

Иногда из инвертора не прекращают исходить искры. Тогда нужно проверить электролитические конденсаторы, находящиеся в преобразователе. Как бы печально это не звучало, но эти поломанные детали нужно поменять на новые.

Имеете богатый опыт в таком вопросе? Попробуйте провести ремонт самостоятельно. Во всех других случаях вышли из строя провода, которые находятся на пакетном выключателе. А вдруг последние обгорели?

Не расстраивайтесь: ремонт дается далеко не всем. Чтобы не терять время, нужно обратиться к мастеру. Он вернет ваш инвертор к рабочему состоянию.

Аппарат отказывается варить

Может случиться и так, что индикаторы света будут гореть, а процесс сварки так и не запустится. Как правило, это связано с перегревом инвертора. Об этом мы поговорим через минуту.

А пока – проверьте сварочные кабели на целостность или же подключите новые и снова попытайтесь запустить механизм. Возможно такой простой ремонт сразу поможет.

Перегрев инвертора

Речь идет об одной из частых проблем. В том случае, когда аппарат работает 10-15 минут без остановки, он может перегреться и на время выключится. Это происходит вопреки тому, что на многих инверторах стоит блокировка от перегрева.

Решение вопроса и выполнение ремонта – вполне логичное: просто выключите аппарат на 30 минут и дайте ему остыть. Только спустя полчаса приступайте к повторной работе: инвертор должен включиться. Это и будет ремонтом.

Механизм не включается

Это также нередкая проблема, приводящая к ремонту. Обычно ее обнаруживают, когда пытаются подключить инвертор к розетке, но он отказывается работать.

Распространенная причина вызывающая ремонт – очень низкое электрическое напряжение на выходе. Чтобы устранить неисправность, нужно приобрести специальный стабилизатор, который будет контролировать подачу напряжения.

Проблема может быть в сетевом кабеле. Он может быть поврежден. Для проверки снимите с аппарата корпус и загляните внутрь.

В том случае, если вы не заметили ничего подозрительного (кабель оказался целым, стабилизатор при этом не помогает) – тогда просите помощи у специалистов.

Ток не налажен

Процесс выглядит так: вы запускаете регулятор силы тока, но механизм не работает. Причиной тому обычно становится регулятор. Варианта два: или он нуждается в полной замене, либо какое-то соединение просто отошло от провода.

После снятия корпуса механизма вооружитесь мультиметром и проверьте регулятор. Если он не сломан, тогда нужно обратить внимание на то, как замкнут дроссель и не сломан ли вторичный трансформатор.

Не знаете, что предпринять и как отремонтировать прибор? Отдайте свой инвертор человеку, который в этом разбирается.

Электрод и металл «залипают»

Настройки «антизалипания», которым оснащены современные инверторы, часто не работает. И тогда приходится решать, в чем же причина и какой ремонт нужен.

Во-первых, вы могли выбрать некорректный режим сварки. Часто это случается с неопытным мастером.

Во-вторых, электрическая сеть может быть недостаточно мощной для аппарата. Как мы уже говорили, стоит приобрести стабилизатор. Он поможет контролировать сетевое напряжение и избегать его скачков.

В-третьих, вы забыли купить удлинитель для аппарата, а длины шнура не хватает для работы. Как следствие, из-за его небольших размеров напряжение может снизиться. Обязательно учитывайте этот момент.

И, наконец, момент №4 – вы могли некачественно подготовиться к сварочным работам. Одним из вариантов может быть такой: варка металла с окисной пленкой и нетщательная зачистка механизма перед сваркой.

Пленка с большой вероятностью возникнет снова и, скорее всего, ухудшит соединение металла с сеткой.

Определяем поломку

Будьте внимательны: если вы ощутили запах чего-то горелого или заметили дым, выходящий из механизма – эта неисправность более чем серьезная и требует руки опытного мастера, к которому стоит обратиться.

В остальных случаях возможен домашний ремонт. Для этого освободите инвертор от корпуса, проверив аппарат на исправность. Обратите внимание на качество спайки проводов. Часто проблема решается путем вытачивая отдельных частей инвертора.

Если детали сломаны, имеют трещины или неоднородный цвет – тогда они нуждаются в срочной замене. Не забывайте при этом учитывать клеймление.

Чтобы узнать о внутренних неисправностях, важно использовать мультиметр. Он необходим для диагностики работы платы и отдельных транзисторов. Не должно быть ничего подгоревшего или частично сорванного.

Если подгары найдены, стоит их устранить и произвести спайку посредством обмоточных проводов типа ПЭЛ. Следите за тем, чтобы проводник платы и сечение совпадали друг с другом.

Стирательная резинка белого цвета поможет почистить контакты разъемов в инверторе, что также крайне важно.

Диодные преобразователи, установленные на радиаторе, могут работать выпрямителями. Такая поломка возникает редко, но все же стоит о ней не забывать.

Для определения места поломки необходимо отпаять провода от мостов и отделить их от платы. С помощью мультиметра у вас получится определить исправность всех частей механизма.

Попробовали все способы из нашей статьи, а инвертор все равно не работает? Отдайте его на диагностику хорошему специалисту. Это нужно сделать сразу – аппарат может быть на гарантии.

Подведем итоги

Мы рассказали о варианте самостоятельного ремонта сварочных механизмов. Вы можете приступать к работе без посторонней помощи. Но только если имеете такой опыт.

Более серьезные неисправности нужно доверять ремонтировать грамотным мастерам. Не стоит рисковать, если вы не уверены в своем мастерстве. Настройтесь на то, что вам нужен рабочий инвертор, а не получение новых проблем.

Обратитесь в ремонтный центр. Заранее почитайте отзыва о специалистах, которые там работают. Не бойтесь довериться постороннему человеку, если ваши умения недостаточно велики.

Не забывайте и о безопасности выполнения всех работ: контролируйте сетевое напряжение, надевайте перчатки и специальную маску, а также не подносите приборы слишком близко к частям тела.

Помните: инвертор – сложный электрический механизм со своим алгоритмом работы.

Они могут быть опасны, когда их берет в руки неумелый мастер. Всегда оценивайте ситуацию здраво. Выбросите аппарат на свалку, если ремонт обходится дороже покупки нового инвертора.

По возможности старайтесь сразу покупать качественный сварочный аппарат, чтобы в будущем не думать о проблемах. Успехов и безопасной работы, коллеги!

Ремонт сварочных инверторов: основные неисправности

Ремонт сварочных инверторных аппаратов своими руками

Время чтения: 8 минут

За последние 20 лет инверторная сварка стала самой популярной сварочной технологией из всех существующих. Это не удивительно, ведь в продаже можно найти недорогие модели инверторов, которые, тем не менее, способны обучить вас азам сварки. Инверторы технологичны и современны, они дают вам больше возможностей по сравнению с классическим сварочным трансформатором или выпрямителем.

Микросхемы — сердце любого инвертора. Именно благодаря микросхемам производители смогли внедрить в сварочный аппарат множество новых функций, а также существенно уменьшить его габариты и вес.

Но мы все прекрасно знаем, что чем сложнее прибор, тем чаще он выходит из строя.

В этой статье мы перечислим основные неисправности сварочных инверторов и подскажем, как можно отремонтировать сварочный аппарат самостоятельно.

статьи

Инвертор искрит

одна из самых часто встречающихся неисправностей в бюджетном инверторе. зачастую при таких обстоятельствах аппарат искрит но не варит. т.е., дуга поджигается на долю секунды, а затем снова гаснет. причин возникновения этой поломки может быть много. но, обо всем по порядку.

начните с тщательного осмотра сварочных кабелей, используемых вами при сварке. зачастую проблема именно в них. даже если вы не увидели заметных дефектов, подключите другие (желательно новые) кабели к держаку и массе, и попробуйте снова зачем дугу. также проверьте надежность всех разъемов.

если инвертор продолжает искрить, то возможно проблема кроется в электролитических конденсаторах в преобразователе. замените их, если обладаете достаточными навыками. если и это не помогло то посмотрите на провода на пакетнике. возможно, они обгорели и нуждаются в замене.

в случае неудачи лучше отнесите аппарат в сервисный центр. потому что может быть десяток причин возникновения этой неполадки. в сервисном центре вам проведут полную диагностику и смогут узнать истинную причину.

инвертор не варит

инверторный сварочный аппарат может быть включен, все световые индикаторы могут быть в норме, но при этом сварка не осуществляется. самая частая причина такой поломки — это перегрев аппарата. о том как устранить перегрев мы рассказываем далее.

также проверьте состояние сварочных кабелей, они могут быть повреждены или просто нуждаться в замене. подключите новые сварочные кабели и попробуйте заново проверить работоспособность аппарата.

инвертор перегревается

одна из основных причин, почему плохо варит сварочный аппарат или не варит вовсе. если вы без перерыва варите более 10 минут, аппарат может перегреться. многие инверторы оснащены защитой от перегрева, но порой она не срабатывает. тогда инвертор просто прекращает свою работу, при этом остается включенным.

проблема решается очень просто. прекратите сварочные работы на полчаса. оставьте инвертор отдыхать. через полчаса он придет в норму и вы сможете продолжить работу.

инвертор не работает, не включается

еще одна из самых часто встречающихся проблем. вы включаете аппарат в розетку, а он не подает признаков жизни. причин может быть несколько. обычно все дело в напряжении вашей электросети.

его может быть недостаточно для включения сварочного аппарата. если вы варите на даче, то вероятность низкого напряжения на выходе очень высока.

проблема решается путем покупки стабилизатора напряжения и подключения его к аппарату.

еще одна причина — неполадки с сетевым кабелем, с помощью которого аппарат подключается к розетке. проверьте целостность кабеля и вилки. можете снять корпус аппарата и посмотреть, все ли в порядке с остальной частью сетевого кабеля, скрытой от глаз.

если с кабелем все хорошо, а стабилизатор не помог, то вероятно причина неисправности в источнике питания самого инвертора. в таком случае рекомендуем обратиться в сервисный центр. велика вероятность, что вы не сможете отремонтировать сварочный инвертор дома без посторонней помощи.

не регулируется ток

вы крутите регулятор силы тока, но ничего не происходит. скорее всего, проблема кроется в самом регуляторе. нужно заменить либо регулятор, либо проверить надежность его соединения с проводами. снимите корпус аппарата и тщательно все проверьте. воспользуйтесь мультиметром, чтобы выполнить диагностику регулятора.

если регулятор исправен, но ток не регулируется, то причина может быть в замыкании дросселя или неисправности вторичного трансформатора. замените эти компоненты или отдайте аппарат специалисту. он знает, что с этим делать.

электрод прилипает к металлу

многие современные инверторы оснащены функцией «антизалипание», которая предотвращает прилипание электрода к металлу. но порой эта функция работает некорректно либо вовсе не срабатывает из-за других поломок аппарата.

первая причина прилипания электрода к металлу — неверно выбранный режим сварки. о том, как настроить режим сварки мы подробно рассказывали в этой статье.

вторая причина — все то же низкое напряжение вашей электросети. существуют инверторы способные работать и при пониженном напряжении. но в некоторых местах напряжение настолько низкое, что даже такие аппараты не справляются с работой. проблема решается покупкой стабилизатора напряжения.

третья причина — применение сварочных удлинителей. иногда длины сварочного кабеля просто недостаточно для выполнения сварочных работ. в таком случае можно воспользоваться специальным удлинителем. но учтите, что если его длина превышает 40 метров, а сечение составляет менее 2.5 мм2, то велика вероятность снижения напряжения при сварке. а вслед за этим и прилипание электрода к металлу.

четвертая причина — некачественная подготовка детали перед сваркой. например, вы варите металл с окисной пленкой на поверхности, но недостаточно тщательно зачистили деталь перед выполнением работ. в итоге пленка образовалась снова и ухудшила контакт электрода с металлом, вызвав прилипание

диагностика неисправностей

Добавим пару слов о том, как диагностировать неисправности в аппарате.

Если вы чувствуете запах гари или дыма из корпуса инвертора, то это сигнал об очень серьезной поломке. Мы не рекомендуем самостоятельно диагностировать аппарат в такой ситуации, лучше отнесите его в сервисный центр. Устранение подобных неисправностей требует многолетнего опыта и понимания всею нюансов функционирования аппарата.

Если поломки менее критичны, диагностику можно произвести своими руками. Для этого снимите корпус и визуально осмотрите все компоненты аппарата. Порой производители выпускают модели с некачественной пайкой или некачественными проводами. В таких случаях можно просто перепаять отдельные участки и аппарат будет исправно работать.

Ремонт инверторного сварочного аппарата своими руками

Ремонт сварочных инверторных аппаратов своими руками

Ремонт сварочных инверторов, несмотря на его сложность, в большинстве случаев можно выполнить самостоятельно. А если хорошо разбираться в конструкции таких устройств и иметь представление о том, что в них с большей вероятностью может выйти из строя, можно успешно оптимизировать затраты и на профессиональное сервисное обслуживание.

Замена радиодеталей в процессе ремонта сварочного инвертора

Назначение оборудования и особенности его конструкции

Основным назначением любого инвертора является формирование постоянного сварочного тока, который получают путем выпрямления высокочастотного переменного.

Использование именно высокочастотного переменного тока, преобразованного посредством специального инверторного модуля из выпрямленного сетевого, обусловлено тем, что силу такого тока можно эффективно увеличивать до требуемой величины при помощи компактного трансформатора.

Именно данный принцип, положенный в работу инвертора, позволяет такому оборудованию иметь компактные размеры при высокой эффективности.

Функциональная схема работы сварочного инвертора

Схема сварочного инвертора, которая определяет его технические характеристики, включает в себя следующие основные элементы:

  • первичный выпрямительный блок, основу которого составляет диодный мост (в задачу такого блока входит выпрямление переменного тока, поступающего из стандартной электрической сети);
  • инверторный блок, основным элементом которого является транзисторная сборка (именно при помощи данного блока постоянный ток, поступающий на его вход, преобразуется в переменный, частота которого составляет 50–100 кГц);
  • высокочастотный понижающий трансформатор, на котором за счет понижения входящего напряжения значительно повышается сила выходящего тока (благодаря принципу высокочастотной трансформации на выходе такого устройства может быть сформирован ток, сила которого доходит до 200–250 А);
  • выходной выпрямитель, собранный на базе силовых диодов (в задачу данного блока инвертора входит выпрямление переменного высокочастотного тока, что необходимо для выполнения сварочных работ).

Схема сварочного инвертора содержит и ряд других элементов, которые улучшают его работу и функциональность, но основными из них являются вышеперечисленные.

Особенности технического обслуживания и ремонта инверторных аппаратов

Ремонт сварочного аппарата, относящегося к инверторному типу, имеет ряд особенностей, что объясняется сложностью конструкции такого устройства.

Любой инвертор, в отличие от сварочных аппаратов других типов, является электронным, что требует от специалистов, занимающихся его техническим обслуживанием и ремонтом, наличия хотя бы начальных радиотехнических знаний, а также навыков обращения с различными измерительными приборами – вольтметром, цифровым мультиметром, осциллографом и др.

В процессе технического обслуживания и ремонта проверяются элементы, из которых состоит схема сварочного инвертора.

Сюда относятся транзисторы, диоды, резисторы, стабилитроны, трансформаторные и дроссельные устройства.

Особенность конструкции инвертора состоит в том, что очень часто при его ремонте невозможно или очень сложно определить, выход из строя какого именно элемента стал причиной неисправности.

Признаком сгоревшего резистора может быть небольшой нагар на плате, трудно различаемый неопытным глазом

В таких ситуациях последовательно проверяются все детали. Чтобы успешно решить такую задачу, необходимо не только уметь пользоваться измерительными приборами, но и достаточно хорошо разбираться в электронных схемах. Если таких навыков и знаний хотя бы на начальном уровне у вас нет, то ремонт сварочного инвертора своими руками может привести к еще более серьезной поломке.

Реально оценив свои силы, знания и опыт и решив взяться за самостоятельный ремонт оборудования инверторного типа, важно не только посмотреть обучающее видео на эту тему, но и внимательно изучить инструкцию, в которой производители перечисляют наиболее характерные неисправности сварочных инверторов, а также способы их устранения.

Факторы, приводящие к выходу из строя сварочного инвертора

Ситуации, которые могут стать причиной выхода инвертора из строя или привести к нарушениям в его работе, можно разделить на два основных типа:

  • связанные с неправильным выбором режима сварочных работ;
  • обусловленные выходом из строя деталей устройства или их неправильной работой.

Методика выявления неисправности инвертора для последующего ремонта сводится к последовательному выполнению технологических операций, от самых простых – к наиболее сложным. То, на каких режимах выполняются такие проверки и в чем заключается их суть, обычно оговаривается в инструкции на оборудование.

Распространенные неисправности инверторов, их причины и способы устранения

Если рекомендуемые действия не привели к желаемым результатам и работа аппарата не восстановлена, чаще всего это означает, что причину неисправности следует искать в электронной схеме. Причины выхода из строя ее блоков и отдельных элементов могут быть различными. Перечислим наиболее распространенные.

  • Во внутреннюю часть устройства проникла влага, что может произойти, если на корпус аппарата попадают атмосферные осадки.
  • На элементах электронной схемы скопилась пыль, что приводит к нарушению их полноценного охлаждения. Максимальное количество пыли в инверторы попадает в тех случаях, когда они эксплуатируются в сильно запыленных помещениях или на строительных площадках. Чтобы не доводить оборудование до такого состояния, его внутреннюю часть необходимо регулярно чистить.
  • К перегреву элементов электронной схемы инвертора и, как следствие, к их выходу из строя может привести несоблюдение продолжительности включения (ПВ). Данный параметр, который необходимо строго соблюдать, указывается в техническом паспорте оборудования.

Следы попадания жидкости внутрь корпуса инвертора

Распространенные неисправности

Наиболее распространенными неисправностями, с которыми сталкиваются при эксплуатации инверторов, являются следующие.

Неустойчивое горение сварочной дуги или активное разбрызгивание металла

Такая ситуация может свидетельствовать о том, что неправильно выбрана сила тока для выполнения сварки. Как известно, данный параметр выбирается в зависимости от типа и диаметра электрода, а также от скорости выполнения сварочных работ.

Если на упаковке электродов, которые вы используете, не содержится рекомендаций по оптимальной величине силы тока, можно рассчитать ее по простой формуле: на 1 мм диаметра электрода должно приходиться 20–40 А сварочного тока.

Следует также учитывать, что чем меньше скорость выполнения сварки, тем меньше должна быть сила тока.

Зависимость диаметра электродов от силы сварочного тока

Прилипание электрода к поверхности соединяемых деталей

Такая проблема может быть связана с рядом причин, при этом в основе большинства из них лежит пониженное питающее напряжение.

Современные модели инверторных аппаратов работают и при пониженном напряжении, но, когда его величина спускается ниже минимального значения, на которое рассчитано оборудование, электрод начинает залипать.

Падение величины напряжения на выходе оборудования может происходить в том случае, если блоки устройства плохо контактируют с панельными гнездами.

Устраняется такая причина очень просто: очисткой контактных гнезд и более плотным фиксированием в них электронных плат. Если провод, при помощи которого инвертор подключен к электрической сети, имеет сечение меньше 2,5 мм2, то это также может привести к падению напряжения на входе аппарата. Это гарантированно произойдет и в том случае, если такой провод имеет слишком большую длину.

Если длина питающего провода превышает 40 метров, использовать для сварки инвертор, который будет подключен с его помощью, практически невозможно.

Напряжение в питающей цепи может упасть и в том случае, если ее контакты подгорели или окислились.

Частой причиной залипания электрода становится недостаточно качественная подготовка поверхностей свариваемых деталей, которые необходимо тщательно очистить не только от имеющихся загрязнений, но и от оксидной пленки.

Выбор сечения сварочного кабеля

Невозможность начать сварочный процесс при включенном аппарате

Такая ситуация часто возникает в случае перегрева инверторного аппарата. На панели устройства при этом должен загореться контрольный индикатор.

Если же свечение последнего малозаметно, а функция звукового оповещения у инвертора отсутствует, то сварщик может просто не знать о перегреве.

Такое состояние сварочного инвертора характерно и при обрыве или самопроизвольном отсоединении сварочных проводов.

Самопроизвольное выключение инвертора при выполнении сварки

Чаще всего такая ситуация возникает в том случае, если подачу питающего напряжения отключают автоматические выключатели, рабочие параметры которых неправильно подобраны. При работе с использованием инверторного аппарата в электрическом щитке должны быть установлены автоматы, рассчитанные на ток не менее 25 А.

Невозможность включить инвертор при повороте тумблера
Скорее всего, такая ситуация свидетельствует о том, что в питающей электрической сети слишком низкое напряжение.
Автоматическое отключение инвертора в ходе продолжительной сварки

Большинство современных инверторных аппаратов оснащены температурными датчиками, которые автоматически отключают оборудование при повышении температуры в его внутренней части до критического уровня. Выход из такой ситуации только один: дать сварочному аппарату отдых на 20–30 минут, в течение которых он остынет.

Как выполнить самостоятельный ремонт инверторного устройства

Если после тестирования становится понятно, что причина неисправностей в работе инверторного аппарата кроется в его внутренней части, следует разобрать корпус и приступить к осмотру электронной начинки. Вполне возможно, что причина заключается в некачественной пайке деталей устройства или плохо присоединенных проводах.

Внимательный осмотр электронных схем позволит выявить неисправные детали, которые могут быть потемневшими, треснутыми, со вздувшимся корпусом или иметь подгоревшие контакты.

Сгоревшие детали на плате инвертора Fubac IN-160 (регулятор AC-DC, транзистор 2NK90, резистор 47 Ом)

Такие детали при ремонте необходимо выпаять с плат (желательно использовать для этого паяльник с отсосом), а затем заменить на аналогичные.

Если маркировка на неисправных элементах не читается, то для их подбора можно использовать специальные таблицы. После замены неисправных деталей желательно произвести тестирование электронных плат при помощи тестера.

Тем более это необходимо сделать, если осмотр не позволил выявить элементы, подлежащие ремонту.

Визуальную проверку электронных схем инвертора и их анализ при помощи тестера следует начать с силового блока с транзисторами, так как именно он является наиболее уязвимым. Если транзисторы неисправны, то, скорее всего, вышел из строя и раскачивающий их контур (драйвер). Элементы, из которых состоит такой контур, также необходимо проверить в первую очередь.

После проверки транзисторного блока проверяются все остальные блоки, для чего также используется тестер. Поверхность печатных плат необходимо внимательно осмотреть, чтобы определить на них наличие подгоревших участков и обрывов. Если таковые обнаружены, то следует тщательно зачистить такие места и напаять на них перемычки.

Если в начинке инвертора обнаружены перегоревшие или оборванные провода, то при ремонте их надо заменить на аналогичные по сечению. Хотя диодные мосты выпрямителей инвертора и являются достаточно надежными элементами, их также следует прозвонить при помощи тестера.

Наиболее сложный элемент инвертора – плата управления ключами, от исправности которого зависит работоспособность всего аппарата.

Такую плату на наличие управляющих сигналов, которые подаются на шины затворов блока ключей, проверяют при помощи осциллографа.

Заключительным этапом тестирования и ремонта электронных схем инверторного устройства должна стать проверка контактов всех имеющихся разъемов и их зачистка при помощи обычного ластика.

Самостоятельный ремонт такого электронного устройства, как инвертор, достаточно сложен. Научиться выполнять ремонт этого оборудования, просто посмотрев обучающее видео, практически невозможно, для этого необходимо обладать определенными знаниями и навыками. Если же такие знания и навыки у вас есть, то просмотр подобного видео даст вам возможность восполнить недостаток опыта.

Ремонт сварочного инвертора своими руками: схемы и диагностика, как отремонтировать

Ремонт сварочных инверторных аппаратов своими руками

Инверторные сварочные аппараты за непродолжительное время завоевали небывалую популярность среди специалистов. Несмотря на надежность блока питания ремонт сварочного инвертора иногда все же может понадобиться.

Диагностика неисправности и замена вышедшей из строя детали при наличии определенной сноровки может производится в домашних условиях. Для осуществления ремонта необходимо предварительно ознакомиться с конструкцией устройства и лишь потом приступать к ремонту.

Распространенные причины поломок

Ремонт сварочных инверторов своими руками возможен при таких неисправностях:

  1. Неустойчивая сварочная дуга.
    Подобная неисправность в большинстве случаев связана с неправильным выбором режима работы инвертора. Для выбора оптимальной силы тока можно придерживаться правила: на 1 миллиметр диаметра электрода должно подаваться от 20 до 40 ампер тока.
  2. Появление усилий при отрыве электрода от металла.
    Типичная неисправность, возникающая из-за низкого напряжения, приходящего на электроды. Наиболее простым способом решения данной проблемы является очистка контактов блока питания от окислов и нагара.
  3. Отсутствие сварочной струи.
    Если при повороте тумблера включения устройства нет никакого питания, то следует проверить напряжение в электрической сети.
  4. Отключение инвертора при длительной работе.
    Как правило, подобное поведение инвертора может быть связано с перегревом. Выход из положения прост: дать аппарату остыть и через 30 минут вновь приступить к работе.

Схема инверторного сварочного аппарата.

При диагностике сварочного аппарата могут выявиться неисправности:

  • возникшие в результате неправильного выбора режима сварочных работ;
  • возникшие вследствие выхода из строя электронных компонентов оборудования.

В любом из вышеназванных случает можно провести ремонт сварочного инвертора своими руками.

Большинство неисправностей данного узла сварочного аппарата связаны с выходом из строя электронных комплектующих.

Основные виды неисправностей электронной схемы представлены:

  1. Попаданием влаги внутрь корпуса инвертора.
    Окисление токопроводящих дорожек вследствие попадания влаги может служить причиной нарушения контакта между основными компонентами устройства.
  2. Образованием большого количества пыли на основных рабочих элементах.
    Обильное пылевое загрязнение элементов инвертора может нарушить естественную циркуляцию воздуха в корпусе и привести к перегреву электронных компонентов.
  3. Выбором неправильного режима работы инвертора, повлекший за собой перегрев электронных компонентов.
    Выход из строя инвертора по причине перегрева электронных комплектующих – это одна из наиболее типичных поломок.

В большинстве инверторов используются:

  • входной выпрямитель;
  • выходной выпрямитель;
  • блок управления ключами;
  • охлаждающая система.

Общий порядок диагностики сварочных инверторов

В приборе перед его ремонтом следует проверить работоспособность охлаждающей системы. Радиаторы охлаждения, забитые пылью, существенно хуже отводят тепло от силовых элементов, а значит следует полностью очистить ребра от пылевых образований и прочего мусора.

Ремонт инверторных сварочных аппаратов следует начинать с диагностики входного выпрямителя.

Для полной проверки данного узла следует:

  • разобрать модуль;
  • снять радиатор;
  • снять диодный мост;
  • прозвонить контакты диодного моста.

Если неполадок диодного моста не выявлено следует переходить к следующему модулю – выходному выпрямителю.

Типичные неисправности инверторов.

Проверка работоспособности выходного выпрямителя осуществляется по следующему алгоритму:

  • разобрать модуль;
  • выпаять диодные сборки;
  • прозвонить диоды.

Кроме диодов в схеме выходного выпрямителя имеются радиаторы, которые следует установить обратно после ремонта модуля.

После обследования выходного выпрямителя следует перейти к диагностике модуля ключей.

Данный модуль инвертора состоит из:

  • четырех групп транзисторов;
  • платы управления ключами;
  • сглаживающих выпрямителей.

Порядок обследования модуля ключей состоит в следующем:

  1. Проверка транзисторов.
    Как правило, неисправный элемент хорошо видно невооруженным глазом. Если такого нет, то следует последовательность проверить тестером все имеющиеся транзисторы.
  2. Если замеры тестером не дали результатов нужно продиагностировать транзисторные сборки при помощи авометра, измерив сопротивление.
  3. При исправности видимой исправности всех компонентов следует выпаять все транзисторы по очереди.
    Такой метод диагностики подойдет, если на плате присутствует короткое замыкание.

Большинство неисправностей инвертора можно диагностировать путем внимательного осмотра электронных компонентов. При выявлении дефективных деталей следует немедленно выпаять их и заменить аналогичными по характеристикам.

Ремонт силового блока инвертора

Электрическая схема сварочного инвертора.

Для ремонта силового блока инвертора могут потребоваться следующие инструменты:

  • плоскогубцы;
  • два паяльника мощностью 40 и 100 ватт;
  • отвертки различных видов;
  • гаечные и торцевые ключи;
  • нож;
  • кусачки;
  • тестер для электрической сети;
  • осциллограф;
  • штангенциркуль;
  • микрометр.

Наиболее типичной поломкой силового блока сварочного инвертора является выход из строя мощного транзистора. В большинстве случает поврежденный транзистор можно определить визуально: на нем имеются дефекты, прогары или деформация. Ремонт инвертора в случае обнаружения дефектного транзистора сводится к его замене.

Существует множество случаев, когда пробой транзистора является лишь следствием, а не причиной. При таком развитии событий замена транзисторной сборки может не дать видимого эффекта.

Перед тем, как отремонтировать диодный мост, следует проверить работоспособность всех элементов. Сделать это можно путем поочередного замера сопротивления на ножках элементов. В случае, если сопротивление между щупами мультиметра, находящимися на ножках диода, равняется нулю или бесконечности, то данный элемент следует заменить.

Новые транзисторы или диоды следует набирать из схожих по характеристикам аналогов. Как правило, в продаже имеются аналоги подавляющего большинства моделей электронных компонентов.

Составляющие сварочного инвертора.

При ремонте силового блока инвертора следует придерживаться таких правил:

  1. Запрещается использование электрического прибора с открытым изолирующим кожухом.
  2. Диагностику и замену всех электронных компонентов необходимо проводить на обесточенном сварочном аппарате.
  3. Удаление скопившейся пыли и мусора из устройства лучше всего проводить при помощи компрессора или баллона с сжатым воздухом.
  4. Очистка платы от липких следов и использованного флюса стоит проводить при помощи нейтральных к пластику растворителей. При этом рекомендуется использовать специальную кисточку для чистки электронных компонентов.
  5. Хранение исправного прибора должно проводиться в отключенном состоянии и с полностью закрытым кожухом.

Заключение

Ремонт сварочных инверторов своими руками – это достаточно тривиальная задача, требующая небольших знаний и навыков в области электротехники. Большинство неисправностей инверторых блоков питания можно отремонтировать после простейшей диагностики ключевых силовых узлов.

При самостоятельном восстановлении работоспособности инвертора важно обзавестись паяльником, флюсом, мультиметром и осциллографом. При осмотре и ремонте важно полностью обесточивать электронный прибор, дабы не подвергать себя риску поражения электрическим током.

Ремонт инверторных сварочных аппаратов своими руками

Ремонт сварочных инверторных аппаратов своими руками

Разница между старым сварочным трансформатором и новым инверторным сварочником примерно такая же, как между первыми автомобилями «Даймлер Бенц» и современным «Мерседесом».

Инвертор значительно легче своего неподъемного предшественника, имеет встроенные функции, о которых ранее можно было только мечтать, например, возможность контроля величины сварочного тока или функция предотвращения залипания электрода.

Но у великолепно задуманной идеи есть существенный недостаток – электронная начинка выходит из строя значительно чаще, чем у «старичков», а ремонт инверторных сварочных аппаратов требует немалых знаний и навыков. Любая попытка отремонтировать оборудование вслепую, без подготовки, чревата пожаром или даже травмой.

Разумеется, ситуации, когда электронный сварочный аппарат сгорает, как свечка, и не подлежит дальнейшему ремонту, случаются крайне редко. На практике ремонт сварочного аппарата может оказаться намного проще, чем казалось в первый момент.

В 90% случаев из строя выходят силовые цепи, в 50% — чувствительные управляющие элементы схемы.

Но чтобы выполнять ремонт инверторных сварочных аппаратов своими руками, мало одного желания, как минимум, потребуется следующее оборудование:

  • Цифровой тестер или мультиметр, все равно какой, можно с функцией проверки транзисторов;
  • Паяльная станция, можно самодельная, но обязательно с регулируемым по температуре феном и исправным низковольтным паяльником;
  • Нагрузочный реостат.

Кроме перечисленного, для работы может потребоваться шприц для откачки припоя, кисточка, спирт, лупа, сильный фонарик, лампа накаливания с проводами, ну и, конечно, справочники для заказа запасных частей.

Совет! У большинства профессиональных ремонтников имеется в распоряжении осциллограф. Для ремонта электроники, по сути, незаменимая вещь, если дело касается проверки работы системы управления аппарата.

Не факт, что осциллограф потребуется для ремонта сварочного аппарата своими руками, но в особо сложных случаях без него просто не обойтись.

Перед тем как раскрывать аппарат и вникать в детали поломки, необходимо выяснить у сварщика две основные подробности. Во-первых, необходимо выяснить, как и в каких условиях произошла поломка сварочного инвертора, и во-вторых, были ли попытки выполнить ремонт другими специалистами.

Проблема заключается в том, что «любители» нередко заменяют заводские детали первыми попавшимися под руку компонентами. Без схемы восстановить номинал и марку детали, что крайне важно для качественного ремонта сварочного аппарата, очень сложно.

Процесс восстановления сварочного аппарата выполняется в три этапа:

  • Разборка устройства и осмотр внутренних повреждений;
  • Последовательная диагностика и устранение выявленных проблем;
  • Испытание и проверка работоспособности сварочного аппарата не на искру, как делает большинство любителей, а на балластный реостат большой мощности.
  • Нередко любительский ремонт сварочных аппаратов заканчивается проверкой, зажигается дуга или нет. Использование реостата позволяет проверить один из основных параметров работоспособности сварочного инвертора – способность к регулировке и подстройке сварочного тока под нагрузкой.

    Перед тем как приступать к ремонту, нужно разобраться и выяснить для себя, как устроен аппарат, и в чем особенности его работы. Например, посмотреть типовую схему или блок схему, тогда станет понятно, что и где находится на плате.

    Этап первый, определяем проблемы внешним осмотром платы

    Чтобы получить доступ к внутренней начинке сварочного агрегата, необходимо освободить электронную плату от корпуса и сетевого шнура.

    Совет! Если перед ремонтом аппарат включался в сеть для проверки, перед разборкой сварочного инвертора осторожно замкните выходные муфты под сварочные шланги с помощью пары проводов и обычной лампы накаливания 100-150 Вт. Это поможет избежать ударов током.

    Для разборки нужно снять два-четыре винтовых или саморезных крепления корпуса и вытащить из и соединительных фишек провода. Для ремонта остается голая плата, утыканная электронными деталями. Первым делом осматриваем ее, стараемся выявлять критические для ремонта сгоревшие или поврежденные элементы, подгоревшие дорожки платы, черные резисторы и раздувшиеся конденсаторы.

    В подавляющем большинстве случаев выходят из строя и подлежат ремонту следующие элементы платы сварочного аппарата:

    • Балластное мощное сопротивление, разряжающее конденсаторы в силовом блоке схемы. Если питающий блок исправен, то при попытке включить сварочный аппарат конденсаторы моментально наберут немаленькую емкость и напряжение под 300В. Если в ходе ремонта, при отсутствии резистора, включить аппарат сварочный и случайно коснуться руками клемм, получите крайне болезненный удар током, почти как электрошоком;
    • Полевые транзисторы-ключи. Их легко найти, они всегда установлены на массивных алюминиевых радиаторах. Если сгорело сопротивление, почти всегда требуется ремонт и замена как минимум одного из транзисторов;
    • Если не регулируется сварочный ток, то, скорее всего, потребуется ремонт драйвера, одного из его каналов или операционного усилителя, входящего в схему управления.

    Разумеется, приведенный перечень для ремонта является наиболее распространенным, но не исчерпывающим. Например, может сгореть термодатчик, следящий за перегревом сварочного аппарата, токовый трансформатор, работающий в паре с операционником, элементы входного диодного моста и многое другое. Поэтому ремонт сварочного аппарата необходимо начинать с прозвонки элементов по цепи.

    Второй этап ремонта, проверяем цепи прозвонкой

    В ходе ремонта нужно проверить самые нагруженные элементы платы. Переворачиваем ее тыльной стороной кверху и острыми щупами тестера, продираясь сквозь слой защитного лака, проверяем наличие короткого замыкания.

    Первоначально проверим, не пробит ли выпрямительный диодный мост на выходе. Ремонт диодов — довольно редкая вещь, если внутрь сварочного аппарата не попала вода или не произошло КЗ на шнуре.

    Аналогично меряем мост на входе.

    После блока питания переходим к самым ответственным местам силовой части схемы. Это пара мощных конденсаторов и ключи на полевых транзисторах.

    Для ремонта необходимо установить наличие сопротивления между коллектором и эмиттером, или правильнее – переходы сток-сток, сток-затвор.

    В 99% случаев полевые транзисторы выходят из строя первыми, как результат — короткое замыкание между коллектором и стоком.

    Кроме них, вторым кандидатом на ремонт и замену является драйвер платы сварочного аппарата. Но для его ремонта потребуются очень серьезные навыки и знания. Поэтому, если после замены транзисторов будут определены неисправности в каналах драйвера, лучше поручить его ремонт более квалифицированному специалисту.

    Как проверить целостность драйвера

    Забегая вперед, можно сказать, что после демонтажа ключей или полевых транзисторов потребность в ремонте драйвера первоначально определяют по состоянию опорных резисторов, соединяющих канал драйвера с затвором полевого транзистора — ключа.

    Для этого просто пальцем по плате проследим дорожку от места затвора до первого резистора.

    Проверяем его на обрыв, если сопротивления резисторов в каждом канале примерно совпадают, то на 99% можно считать, что устройство управления в рабочем состоянии.

    В противном случае для ремонта сварочного аппарата придется обращаться к специалисту.

    Простейший ремонт сварочного аппарата

    Для ремонта агрегата потребуется снять старые транзисторы и заменить их новыми деталями. Каждый ключ крепится к массивному алюминиевому радиатору болтиком. После снятия болтов выворачивают саморезы крепления радиаторов.

    Для ремонта потребуется аккуратно выпаять полевой транзистор с помощью фена паяльной станции, делается это с максимальной осторожностью, чтобы не повредить дорожки и навесной монтаж.

    При выпаивании транзистор должен выйти без усилия, в противном случае поднимутся дорожки, и стоимость ремонта сварочного аппарата может подскочить в несколько раз. Место выпайки нужно освободить от припоя с помощью груши или шприца и очистить от пригорелого лака.

    Перед установкой новых полевых транзисторов – ключей нужно выполнить ремонт балластного сопротивления. Вместо старого резистора, впаиваем новую деталь на 47 Ом, 10 Вт. Кроме того, прозваниваем конденсаторы и супрессоры, установленные по схеме на дорожках полевиков.

    Чтобы продолжить ремонт, необходимо проверить форму и размер сигнала, приходящего по каждому каналу драйвера на затворы своего ключа — полевого транзистора.

    Перед тем как подключить осциллограф, между стоком и затвором рекомендуется выполнить навеску в виде конденсатора в несколько сот пикофарад, тем самым имитируется емкость затвора транзистора.

    Такой способ позволяет в ходе восстановления платы сварочного аппарата оптимальным образом нагрузить каждый канал драйвера, поэтому сигнал приходит в том виде, в котором он существует в реальных условиях при проведении сварочных работ.

    После напайки конденсаторов подключаются щупы осциллографа, и включается питание платы сварочного аппарата.

    Форма сигнала подтверждает, что ремонт выполнен правильно, на затворы транзисторов приходит сигнал от драйвера нужной формы и величины.

    Осталось только закрепить новые полевые транзисторы с нанесенной теплоотводящей пастой на алюминиевых радиаторах. Радиаторы устанавливаются на плату, а ножки транзисторов поочередно запаиваются. Восстановление сварочного аппарата практически закончено, осталось только испытать устройство.

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.