Светодиодное освещение для сцены. Как выбрать?

Световое оборудование для сцены. Как правильно выставить сценическое освещение?

Светодиодное освещение для сцены. Как выбрать?

С помощью соблюдения принципов построения сценического освещения можно добиться ощущения, что вы находитесь в зале и наблюдаете театральное представление, даже если таких атрибутов на самом деле нет. Сценическое освещение очень важно, от него в прямом смысле зависит, в каком свете люди увидят артистов. Важно не только правильно разместить приборы, но еще и уметь ими управлять.

Принципы светового оформления сцены заключаются в следующих моментах:

  1. Свет является частью режиссерской постановки и также как музыка или игра актеров способен создавать эмоциональное воздействие на зрителя или существенно усилить его.
  2. Все декорации и актеры освещаются только спереди, при этом используется фронтальный свет максимально приближенный к естественному. Располагают приборы вне пределов сцены и зрительного зала.
  3. Осветительные приборы освещают только сцену и авансцену, и никогда зал, чтобы не ослеплять зрителя, не мешать наблюдению за происходящим и создать ощущение полного отсутствия зрителя.
  4. Основное освещение предназначено сохранять тени и цвета, задуманные по сценарию, а также четкую видимость между сценой и зрителем.

Фронтальное освещение состоит из:

  • верхнего, расположенного за выступами в потолке или в специальных помещениях;
  • диагонального, расположенного за выступами боковых стен или на оборудованных балконах и лоджиях залов ярусного типа так, чтобы угол падения света не превышал 40 градусов от края авансцены
  • нижнего, расположенного на краю сцены в рампе (стационарной или переносной).

Именно в рампе чаще всего располагаются приборы и с направленным светом.

Такой свет убирает контрастность, возникающую от остальных вдов освещения при условии, что рампа расположена не выше 1,1 метра от пола и высота сцены в пределах 60-70 см.

Диагональное освещение прожекторами с балкона

Освещение исполнителей, декораций и зрительного зала

Освещение больших залов, например концертных, не может обойтись без:

  • основного. Часто в театрах это массивная хрустальная люстра больших диаметров – она создает богатое светопреломление, благодаря чему все помещение наполняет блеском и создается торжественная атмосфера. Должна быть оснащена подъемно-опускным механизмом и системой дистанционного плавного управления уровнем света.
  • аварийного, запасного освещения от независимого источника питания, например, аварийного светодиодного светильника с аккумулятором;
  • подсветки выходов, пола вдоль стен, ступеней с торца, нумерации кресел.

Свет приборов по способу распределению делится на:

  • заливочный – для его создания используют светильники, колорченжеры, блиндеры;
  • точечный – создается следящими, безлинзовыми PAR или прожекторами с профилированием луча.

Основные варианты светового решения:

  • статическое – используется на концертах или во время театральных представлений, когда свет не должен быть основным в восприятии. Статический свет подчеркивает игру актеров, красоту костюмов и декораций или блеск инструментов. Он является неизменным только условно.
  • динамическое, предполагает постоянное изменение света и применяется на шоу, конкурсных программах, в перерывах между номерами для придания оживленности происходящим действиям и переключения внимания зрителя.

Освещение зрительного зала

Примеры освещения

Пример 1 освещения театральной сцены: Если используется единственный световой прибор, то для уменьшения теней и их резкости он должен быть очень мощным, с большим по размеру источником света и находиться на значительном расстоянии от сцены.

При этом изменение направления света будет невозможным так же, как и создание акцентов.

Если учесть, что пространство сцены условно разделено на области: авансцена (первый план), средняя часть (второй план) и задняя (третий), а также центр и бока, то получается матричная структура состоящая минимум из 9 участков.

Для их полного освещения можно использовать любые комбинации освещения – это даст больше возможностей для получения желаемой световой визуализации.

Правильной подсветкой заднего плана можно регулировать глубину сцены, сочетание заливочного света и подсветки проводят лучами с размытыми краями, а проекции и подсветки – с резкими контурами.

Пример 2 двухуровневого освещения зала для проведения конференции или творческих встреч, когда внимание должно быть сосредоточено на предэкранной зоне сцены и зале, так как возможно взаимодействие выступающего с аудиторией:

  • освещение занавеса на первом уровне заливающим светом с двух сторон сцены является обязательным в любом театре, так как убирает тени с кулис от верхнего освещения;
  • на втором уровне находится предэкранная зона – для нее используются 2 прожектора по сторонам и иногда 1 в центре (если есть возможность установки) на глубине 1/3 зала от экрана.

Основной подход к использованию множественных источников света – это создать световую основу сценического действия, и для отдельных сцен изменять освещение путем добавления источников света.

Виды световых приборов для сцены

Самое широкое применение находят прожектора, они имеют мощный световой поток и при этом хорошо создают и точечный и заливочный свет. Могут быть светодиодными и ламповыми. О светодиодных прожекторах подробно можно прочесть тут.  

Виды прожекторов для освещения сцены зависит от оптической системы:

  • со шлифованной линзой. Чаще всего это однолинзовый с цилиндрическими отсекателями света на выходе – как вариант верхнего освещения.
  • низковольтные с параболическим отражателем – для выделения конкретных элементов;
  • со сферическими отражателями – для первого и второго плана и кулис;
  • профильные с эллиптическими отражателями – подчеркивают рельеф декораций и лица людей;
  • для верхнего освещения чтобы ограничить попадание света в зал оптическую систему дополняют специальными диафрагмами и шторками.

Театральный прожектор направленного света

В приборах с линзами можно регулировать фокус луча.

Все сценические осветительные приборы в зависимости от назначения можно разделить на:

  • динамические – световые «головы», световые пушки для сцены;
  • статические светильники для сцены: прожектор PAR представляет лампу в алюминиевом корпусе, в варианте LEDPAR используются светодиоды, LEDStagebar – это светодиодная планка для подсветки кулис. Основная характеристика: мощность ламп может быть до 1000 Вт.
  • фонового освещения: прожекторы, блиндера – для мощной заливки;
  • декоративные, например световые экраны для сцены;
  • для спецэффектов: стробоскоп предназначен создавать световые импульсы и регулировать их частоту (концерты, вечеринки); лазеры создают прямые лучи и могут создавать рисунки в воздухе; сканер создает быстро движущиеся по площадке узорные лучи с помощью их отражения в своей системе зеркал. В основном такое световое оборудование применяется для освещения дискотек, о чем подробно описано здесь.

Световые «головы» относятся к интеллектуальным приборам света, так как управляются через отдельный сигнальный кабель пульта управления, их корпус способен вращаться по вертикали на 306 градусов, а по горизонтали на 440.

Они являются модификацией сканера с движущимся корпусом и разным светом: точечным, рассеянным или лучевым. «Головы» имеют более широкую область освещения, чем обычные сканеры. Располагают их в центре внизу или вверху сцены.

Световая голова

С помощью колорченджеров, прожекторов с автоматической сменой цвета, можно быстро менять цвета на сцене, в них возможна и фокусировка луча. Размещение они обычно имеют верхнее и боковое настенное.

Приборы для спецэффектов не предназначены подсвечивать сцену или актеров. Они создают шоу и кроме типа ламп характеризуются количеством создаваемых картинок.

Световые приборы также делятся на поддерживающие и не поддерживающие стандарт DMX.

Управление сценическим освещением

Для унификации управления приборами освещения разных производителей разработан стандарт DMX передачи данных между контроллерами и оконечным оборудованием.

Протокол DMX512 позволяет управлять аппаратурой на большом расстоянии (до 100 метров), так как цифровой сигнал хорошо защищен от помех.

Одно устройство может иметь несколько каналов DMX для передачи информации о: цвете, диафрагме, углах наклона или поворотов, скорости движения.

Аналоговые RGB-контроллеры могут быть:

  • с ПДУ RF – управление освещением на расстояниях до 100 метров без нахождения в зоне прямой видимости. Работает только от собственного радиопульта, что дает возможность использовать одновременно несколько разных контроллеров;
  • с ПДУ и инфракрасным сенсором – дает управление только в прямой видимости до 15 метров, легкое переключение готовых световых программ и взаимозаменяемость пультов;
  • многоканальные предназначены синхронизировать цветовые программы от разных устройств и запоминать эти программы переключения.

Использование пакетного реле позволяет управлять включением-выключением светового устройства, не поддерживающего стандарт DMX, с помощью DMX-контроллера.

Диммеры регулируют яркость света светодиодных ламп. К пакетным диммерам в виде электрических розеток подключают PAR прожекторы для сцены.

Футсвич-контроллер управляет доступом к конкретным опциям устройства с помощью педалей.

Пост опубликован: 22.01.2015

Свет на сцену на светодиодах

Светодиодное освещение для сцены. Как выбрать?Свет для дискотек GALAXY DANCE 1 Динамик | USB-FLASH2 890pСвет для дискотек GALAXY DANCE SD 1 Динамик | USB-Flash | SD2 950pСветомузыка GALAXY DRIVER 2 Динамика | USB-Flash | SD2 990pЦветомузыка GALAXY MAX 2 Динамика | Flash + SD | Пульт Д/У3 200p

  Свет для дискотеки, концертов, выступлений и шоу! Лазерные спецэффекты  

Клубный лазер для дискотеки RAY-2007 450pКлубный лазер для дискотеки ILLUSTRARION PRO 2007 500pЛазерный проектор для дома GEOMETRY PRO 2007 700pЛазерный проектор для дома STAR MAX-5007 950p

Информация для покупателей
Как мы работаем? Мы понимаем как важна безопасность при покупках в интернете! 3 правила работы: Без предоплаты! Бесплатная доставка! Оплата при получении! Как сделать заказ? Это просто! Для отправки заказа необходимо всего лишь сообщить нам: Ваш индекс Ваш адрес ФИО получателя заказа Доставка Мы отправляем по всей России и СНГ, а так же авиапочтой, если Вам нужна скоростная доставка. Почта России – бесплатно Авиапочта 1 класса – 330р. Самая быстрая почта EMS: 990р.Сроки Мы знаем как важны сроки доставки и стараемся гибко подходить к этому вопросу По России – от 5 до 15 дней Украина, Белоруссия, Казахстан (Только по предоплате) – от 2 недель
Гарантия качестваБесплатная доставка Оплата при получении

Заказывайте Круглосуточно

оформление сцены, оформление сцены на выпускной, оформление сцены в школе, оформление уличной сцены, оформление сцены на день молодежи, оформление сцены на выпускной вечер, идеи оформления сцены, оформление сцены на выпускной бал, оформление сцены на улице, оформление сцены к праздникам, световое оформление сцены, оформление сцены ко дню семьи, оформление сцены корабль, красивое оформление сцены, задник для сцены оформление задника, эскизы оформления сцены, оформление сцены для детску, оформление сцены актового зала, оформление театральной сцены, варианты оформления сцены, оформление сцены на день города, оформление сцены к юбилею, оформление сцены в лагере, художественное оформление сцены, оформление сцены и зала, идеи оформления сцены на выпускной, оформление сельской сцены, оформление сцены дома культуры, оформление сцены для концерта, оформление сцены на 1 сентября, сценическое оформление сцены, оформление сцены день победы, оформление сцены ко дню россии, оформление сцены в детском саду, оформление сцены радуга, юбилей школы оформление сцены, оформление сцены актового зала школы, оформление сцены к разным праздникам, оформление сцены дк, видео оформление сцены, оформление сцены для предприятия, как называется оформление сцены, декоративное оформление сцены, оформление сцены на последний звонок, оформление сцены на конкурс красоты, оформление сцены на юбилей района, оформление сцены в театре, оформление сцены к 9 мая, необычное оформление сцены к выпускному, стоимость декорационное оформление сцены, оформление сцены для спектакля, оформление сцены для детей, оформление сцены на детский праздник, световое оформление сцены, оформление шарами сцену для детей, оригинальное оформление сцены, красивое оформление сцены к выпускному, оформление сцены, декорации для сцены. Сценическое оборудование, Световое оформление сцены, сценическое оборудование купить, световое сценическое оборудование, оборудование для клубов, оборудование для концертов Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Ижевск, Ульяновск, Барнаул, Владивосток, Ярославль, Иркутск, Тюмень, Махачкала, Хабаровск, Новокузнецк, Оренбург, Кемерово, Рязань, Томск, Астрахань, Пенза, Набережные Челны, Липецк, Тула, Киров, Чебоксары, Калининград, Брянск, Курск, Иваново, Магнитогорск, Улан-Удэ, Тверь, Ставрополь, Нижний Тагил, Белгород, Архангельск, Владимир, Сочи, Курган, Смоленск, Калуга, Чита, Орёл, Волжский, Череповец, Владикавказ, Мурманск, Сургут, Вологда, Саранск, Тамбов, Стерлитамак, Грозный, Якутск, Кострома, Комсомольск-на-Амуре, Петрозаводск, Таганрог, Нижневартовск, Йошкар-Ола, Братск, Новороссийск, Дзержинск, Шахты, Нальчик, Орск, Сыктывкар, Нижнекамск, Ангарск, Старый Оскол, Великий Новгород, Благовещенск, Прокопьевск, Бийск Псков, Энгельс, Рыбинск, Балаково, Северодвинск, Армавир, Подольск, Королёв, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Сызрань, освещение сцены, светодиодное освещение сцены, театральное освещение сцены, управление освещением сцены, освещение сцены своими руками, освещение сцены дома культуры, прожектор для освещения сцены, освещение сцены актового зала, освещение сцены купить, как называется освещение на сцене, освещение сцены фото, проект светодиодное освещение сцены, сцена с хорошим освещением, Норильск, Златоуст, Каменск-Уральский, Мытищи, Люберцы, Волгодонск, Новочеркасск, Абакан, Находка, Уссурийск, Березники, Салават, Электросталь, Миасс, Рубцовск, Альметьевск, Ковров, Коломна, Майкоп, Пятигорск, Одинцово, Колпино, Копейск, Хасавюрт, Железнодорожный, Новомосковск, Кисловодск, Серпухов, Первоуральск, Новочебоксарск, Нефтеюганск, Димитровград, Нефтекамск, Черкесск, Орехово-Зуево, Дербент, Камышин, Невинномысск, Красногорск, Муром, Батайск, Новошахтинск, Сергиев Посад, Ноябрьск, Щёлково, Кызыл, Октябрьский, Ачинск, Северск, Новокуйбышевск, Елец, Арзамас, Обнинск, Новый Уренгой, Каспийск, Элиста, Пушкино, Жуковский, Артём, Междуреченск, Ленинск-Кузнецкий, Сарапул, Ессентуки, Воткинск, Ногинск, Тобольск, Ухта, Серов, Великие Луки, Мичуринск, Киселёвск, Новотроицк, Зеленодольск, Бердск, Соликамск, Раменское, Домодедово, Магадан, Глазов,, Каменск-Шахтинский, Железногорск, Канск, Назрань, Пушкин, Гатчина, Саров, Воскресенск, Долгопрудный, Бугульма, Кузнецк, Губкин, Кинешма, Ейск, Реутов, Усть-Илимск, Железногорск, Новоуральск, Усолье-Сибирское, Чайковский, Норильск, Сургут, Воркута, Якутск, Нижний тагил, Печора, Ханты-Мансийск, Анадырь, Элиста, Астрахань, Ростов-на-Дону, Краснодар, Волгоград, Волжский, Ахтубинск, Знаменск, Саратов, Самара, Новороссийск, Сочи, Владикавказ, Волгоград оборудование для сцены, световое оборудование сцены, оборудование для сцены театра, механическое оборудование сцены, оборудование для сцен купить, звуковое оборудование для сцены, осветительное оборудование для сцены, выбор оборудования для маленьких сцен, оборудование театральной сцены, профессиональное световое оборудование для сцены, световое оборудование сцены, профессиональное световое оборудование для сцены, звук свет сцена, свет для сцены, как называется свет на сцене, заливной свет для сцены, свет для сцены купить, светодиодный свет на сцене, подсветка сцены, подсветка сцены по низу светодиодное освещение сцены, проект светодиодное освещение сцены , Гатчина, Саров, Воскресенск, Долгопрудный, Бугульма, Кузнецк, Губкин, Кинешма, Ейск, Реутов, Усть-Илимск, Железногорск, Новоуральск, Усолье-Сибирское, Чайковский, Азов, Бузулук, Озёрск, Балашов, Юрга, Кирово-Чепецк, Кропоткин, Клин, Выборг, Ханты-Мансийск, Троицк, Бор, Шадринск, Белово, Минеральные, Воды, Анжеро-Судженск, Биробиджан, Лобня, Петергоф, Чапаевск, Георгиевск, Черногорск, Минусинск, Михайловск, Елабуга, Дубна, Воркута, Новоалтайск, Егорьевск, Асбест, Белорецк, Белогорск, Гуково, Ступино, Туймазы, Кстово, Вольск, Ишимбай, Кунгур, Зеленогорск, Лысьва, Сосновый, Бор, Буйнакск, Борисоглебск, Ишим, Наро-Фоминск, Будённовск, Донской, Полевской, Лениногорск, Павловский, Посад, Славянск-на-Кубани, Заречный, Россошь, Кумертау, Лабинск, Сибай, Клинцы, Ржев, Ревда, Тихорецк, Нерюнгри, Алексин, Александров, Дмитров, Мелеуз, Сальск, Лесосибирск, Гусь-Хрустальный, Чистополь, Павлово, Чехов, Котлас, Белебей, Искитим, Верхняя, Пышма, Краснотурьинск, Апатиты, Всеволожск, Прохладный, Михайловка, Анапа, Тихвин, Свободный, Ивантеевка, Шуя, Когалым, Щёкино, Крымск, Вязьма, Горно-Алтайск, Видное, Арсеньев, Избербаш, Выкса украшение сцены, украшение сцены на выпускной, украшение сцены фото, украшение сцены шарами, украшение сцены на выпускной вечер, украшение сцены тканью, украшение сцены цветами, украшение сцены своими руками, украшение сцены шарами фото, украшение сцены картинки, украшение сцены воздушными шарами, украшение сцены бумагой, украшение сцены шарами на выпускной, украшение сцены выпускной своими руками, украшение сцены цветами из бумаги, украшение сцены тканью фото, украшение сцены воздушными шарами фото, искусственные цветы для украшения сцены,аэродизайн фото украшение сцены , Климовск, Лиски, Волжск, Краснокаменск, Жигулёвск, Фрязино, Узловая, Лыткарино, Нягань, Рославль, Геленджик, Тимашёвск, Белореченск, Боровичи, Солнечногорск, Назарово, Кириши, Черемхово, Вышний, Волочёк, Краснокамск, Берёзовский, Балахна, Ливны, Лесной, Донецк, Североморск, Саяногорск, Бугуруслан, Кимры, Мегион, Кизляр, Урус-Мартан, Снежинск, Кингисепп, Заринск, Отрадный, Курганинск, Шелехов, Можга, Сертолово, Ярцево, Шали, Торжок, Рузаевка, Волхов, Берёзовский, Дзержинский, Грязи, Чусовой, Надым, Верхняя, Салда, Сафоново, Осинники, Кольчугино, Гудермес, Канаш, Рассказово, Сатка, Мончегорск, Куйбышев, Усть-Кут, Тулун, Красное, Село, Шебекино, Спасск-Дальний, Камень-на-Оби, Белая, Калитва, Печора, Чебаркуль, Радужный, Усть-Лабинск, Мценск, Мыски, Ломоносов, Кронштадт, Амурск, Курчатов,Салехард, Ефремов, Стрежевой, Аксай, Переславль-Залесский, Ахтубинск, Кашира, Заинск, Советск, Пугачёв, Лангепас, Бирск, Урюпинск, Моршанск, Пыть-Ях, Качканар, Конаково, Ртищево, Вязники, Кореновск, Усинск, Тутаев, Красный, Сулин, Балей, Борзя, Краснокаменск, Нерчинск, Петровск-Забайкальский, Сретенск, Хилок, Шилка, Завитинск, Зея, Райчихинск, Сковородино, Тында, Шимановск, Облучье, Вилючинск, Елизово, Сусуман, Большой Камень, Дальнегорск, Дальнереченск, Лесозаводск, Партизанск, Спасск-Дальний, Фокино, Алдан, Верхоянск, Вилюйск, Ленск, Мирный, Нюрба, Олёкминск, Покровск, Среднеколымск, Томмот, Удачный, Александровск-Сахалинский, Анива, Долинск, Курильск, Макаров, Невельск, Оха, Поронайск, Северо-Курильск, Томари, Углегорск, Холмск, Шахтёрск, Корсаков, Амурск, Бикин, Вяземский, Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань, Анадырь, Билибино, Певек оформление сцены, оформление сцены на выпускной, оформление сцены в школе, оформление уличной сцены, оформление сцены на день молодежи, оформление сцены на выпускной вечер, идеи оформления сцены, оформление сцены на выпускной бал, оформление сцены на улице, оформление сцены к праздникам, световое оформление сцены, оформление сцены ко дню семьи, оформление сцены корабль, красивое оформление сцены, задник для сцены оформление задника, эскизы оформления сцены, оформление сцены для детску, оформление сцены актового зала, оформление театральной сцены, варианты оформления сцены, оформление сцены на день города, оформление сцены к юбилею, оформление сцены в лагере, художественное оформление сцены, оформление сцены и зала, идеи оформления сцены на выпускной, оформление сельской сцены, оформление сцены дома культуры, оформление сцены для концерта, оформление сцены на 1 сентября, сценическое оформление сцены, оформление сцены день победы, оформление сцены ко дню россии, оформление сцены в детском саду, оформление сцены радуга, юбилей школы оформление сцены, оформление сцены актового зала школы, оформление сцены к разным праздникам, оформление сцены дк, видео оформление сцены, оформление сцены для предприятия, как называется оформление сцены, декоративное оформление сцены, оформление сцены на последний звонок, оформление сцены на конкурс красоты, оформление сцены на юбилей района, оформление сцены в театре, оформление сцены к 9 мая, необычное оформление сцены к выпускному, стоимость декорационное оформление сцены, оформление сцены для спектакля, оформление сцены для детей, оформление сцены на детский праздник, световое оформление сцены, оформление шарами сцену для детей, оригинальное оформление сцены, красивое оформление сцены к выпускному, оформление сцены, декорации для сцены. Сценическое оборудование, Световое оформление сцены, сценическое оборудование купить, световое сценическое оборудование, оборудование для клубов, оборудование для концертов

Как выбрать LED-освещение | Блог | Клуб DNS

Светодиодное освещение для сцены. Как выбрать?

О достоинствах светодиодного освещения чуть ли не слагают легенды. Такое ли оно крутое на самом деле (спойлер: да), как о нем говорят? В этом материале мы не будем напрягать вас теорией о световом потоке, терминологией, сложными расчетами, а расскажем просто и на пальцах, почему светодиодное освещение так популярно и как его правильно выбрать.

Почему стоило придумать что-то лучше, чем «лампочки Ильича» — понятно. Они и тусклые, и греются, и бьются, и встряхиваются. А почему светодиодные лампы лучше люминесцентных «энергосберегающих» ламп? Светодиодные зачастую дороже, а экономичные вроде и те, и другие…

Нет, еще более экономичные. Яркость и мощность светового потока, эквивалентные мощности потребления, у светодиодных ламп бьет рекорды. Если сравнивать с лампой накаливания — в среднем светодиодные в 10 раз экономичнее.

Это значит, что 100-ваттная лампа накаливания потребляет 100 Вт, светит эквивалентно 100 Вт и греется как маленькая печка. Светодиодная лампа, которая будет светить примерно на 100 Вт, потреблять будет всего 10 и практически не нагреется.

Если сравнивать с люминесцентными лампами, то разница примерно в 5 раз в сторону выгоды светодиодных ламп. То есть, энергосберегайка, которая будет выдавать света, эквивалентно 100 Вт, потреблять будет 20 Вт. А светодиодная — по-прежнему 10. В этом материале мы подробно рассчитывали экономичность светодиодных ламп и сравнивали затраты на LED и КЛЛ соответственно.

У светодиодных ламп не всегда фактическая светосила равна заявленной. Одни 10-ваттные лампы по мощности светового потока будут ниже, чем другие. Если вам важна точность, тестируйте лампы сами или изучайте уже существующие тесты и расчеты.

Маленькая мощность светодиодных ламп имеет помимо материальной выгоды еще и бытовое преимущество. Далеко не каждый светильник или люстра способны выдержать высокую мощность ламп — у люстр, бра, настольных ламп в среднем ограничение 40–60 Вт на один плафон в зависимости от цоколя.

Но светодиодная лампа, потребляющая 40 Вт, светить будет, как 400-ваттная лампа накаливания. Поэтому тут вы не ограничены в выборе: если вам темно, вы смело можете вкрутить лампу мощнее, не опасаясь, что ваша люстра или лампа перегорят.

С лампами накаливания так не получится: темно — терпите.

Долговечность — еще один жирный плюс в сторону светодиодных ламп. В то время, как вы смените десяток ламп накаливания и несколько люминесцентных, вам по-прежнему будет верно служить одна и та же светодиодная лампа. В среднем, срок их службы от 5 до 10 лет.

К тому же, многие производители и специализированные магазины дают гарантию на любую светодиодную продукцию от года до трех, так что ваши лампы в итоге могут стать вообще вечными. Экономичность вкупе с долговечностью очень быстро окупают высокую стоимость светодиодного освещения.

Если вы испытываете непримиримую ностальгию по лампам накаливания, среди LED-ламп есть филаментные — с прозрачными колбами и светодиодными стержнями, которые напоминают нити накаливания.

Надежность и простота использования. Только филаментные светодиодные лампы нельзя встряхивать. В остальном от неловких падений, трясок, вибрации, повышения и понижения окружающей температуры (в допустимых производителем пределах) LED-лампам обычно ничего не сделается.

Сюда же можно добавить и про экологичность. Например, в люминесцентных спиральных лампах используется ртуть. Разбивать их опасно, а после выхода из строя утилизировать нужно в специальных пунктах приема.

Если вы нечаянно разбили светодиодную лампу — из опасного будут только осколки колбы. Во время работы она не взорвется, как это случается иногда с лампами накаливания.

Галогенные лампы для точечных светильников нельзя трогать голыми руками — они от этого очень быстро перегорают. Светодиодным, как вы уже поняли, без разницы.

Есть ли минусы? Светодиодные лампы не очень любят наличие диммера и светового индикатора в выключателях. Для диммера (регулятора яркости) нужно приобретать специальные диммируемые лампы.

С индикаторами дело обстоит проще — современные выключатели как правило уже не конфликтуют со светодиодными лампами. У старых же моделей можно запросто отсоединить индикатор.

В противном случае лампы начнут мерцать, даже будучи выключенными, мигать и быстро выйдут из строя.

Любые светодиоды бывают трех базовых цветовых температур с кучей полутонов: теплый, нейтральный белый и холодный белый свет. В описании всегда указывается маркировкой в градусах Кельвина.

Теплый свет. Отличное решение для ретроманов, которые уверены, что нет ничего лучше уютного света лампы накаливания. Свет ощутимо желтит. В каких-то случаях он действительно добавляет приятного уюта и ощущения теплоты, в иных ситуациях может искажать оттенки в интерьере.

Подходит: для интерьеров в теплых тонах: зеленый, персиковый, древесный, бежевый и т. д. Для спален, кабинетов, зон отдыха.

Не подходит: для интерьеров в холодных тонах — синий, голубой, серый, белый, черный, лиловый, холодный розовый, красный, фиолетовый и т. д. Не стоит использовать его в помещениях, где важна нейтральность освещения: гардеробные, ванные комнаты, рабочие зоны.

Нейтральный белый. Чистое освещение практически без искажений, которое идеально подходит вообще везде. Нейтральный белый никак не влияет на интерьер и ничего не добавляет кроме света.

В большинстве случаев, если вы не уверены, подойдет вам теплая или холодная лампы — берите нейтральный белый и не прогадаете.

Особенно это отличное решение для всех помещений, где важна точная «цветопередача» пространства — там, где вы чаще всего смотритесь в зеркало, работаете, примеряете одежду и т. д.

У разных производителей «чистота» и оттенки цветовой температуры могут отличаться. Лампы теплого света на 2700 К от одного и другого бренда могут желтить совершенно по-разному. Поэтому в одну люстру или одно помещение лучше подбирать лампы единого бренда.

Холодный белый. Его еще называют «свет операционной» из-за характерного голубоватого свечения. Холодный белый визуально кажется ярче, но это только оптический эффект. Может делать помещение менее уютным.

Обычно не рекомендуется ставить холодные лампы в жилые помещения, оставив их для ванных комнат, прихожих, кладовок. Но и в ванной используйте осторожно — и без того не слишком уютное помещение может стать совсем не приветливым.

Подходит: для интерьера в холодных тонах — все оттенки синего, серого, черный, фиолетовый, лиловый, холодный розовый. Нежилые помещения.

Не подходит: для спален, детских, интерьеров в теплых тонах. С осторожностью в ванных комнатах и гостиных.

Самая простая формула расчета освещенности, с которой у вас точно не будет проблем: 20–30 Вт удельной мощности на 1 квадратный метр помещения. То есть, для комнаты 15 м² нужно суммарно 450 Вт света.

Что это значит? Если вы берете, например, люстру на пять плафонов, каждый из них должен выдавать примерно по 90 Вт. То есть нам нужно пять 9-ваттных светодиодных ламп и будет светло и хорошо.

Существует и более сложная схема расчета, основанная на нормативах освещенности, мощности светового потока, погрешности на типы осветительных приборов, высоту потолка, назначение помещения и т. д.

Разумеется, любая из формул имеет погрешности. В первую очередь, индивидуальные предпочтения. Кто-то любит, чтобы комната была залита очень ярким светом, кому-то по душе ламповая приглушенность.

Имеет значение и специфика помещения. Например, в спальнях вполне уместной будет некоторая недостаточность света, ведь это комната для отдыха. В кухне света должно быть не просто по норме, но лучше еще с зонированным распределением. А вот в ванной можно брать даже сверх нормы, так как тут много «слепых зон», поглощающих свет, а при недостатке освещенности ванная выглядит крайне неуютно.

Даже если вы любите приглушенное освещение — лучше выбирайте количество и мощность светильников по нормативам, но добавьте вспомогательное освещение и сделайте раздельное управление. Тогда у вас будет выбор: убавить свет или сделать поярче.

И, наконец, самое главное — это логика пространства. Вы должны понимать, что никакая люстра в количестве одной штуки не способна качественно осветить комнату в 25–30 квадратов и больше или длинный коридор. Световые лучи ламп попросту не дотянутся во все стороны.

И даже если вы вкрутите самые мощные лампы, какие найдете — у вас получится скорее пыточная, чем светлая и уютная комната, потому что свет этой люстры будет нещадно бить в глаза. Что делать в таком случае? К счастью, не одними люстрами едины.

Посмотрите, например, как на фото ниже распределено зональное освещение просторной комнаты.

Дополнительные осветительные приборы помогают подсветить все зоны помещения равномерно и распределить свет в зависимости от назначения. Некоторые виды — например, панели или точечные светильники — могут выступать и основным светом в определенных случаях.

Led-панели

Бывают самых разных форм, мощности и цветовой температуры: круглые, квадратные, вытянутые «трубки», с матовым рассеивателем и без, встраиваемые и накладные.  Степень рассеивания зависит от корпуса: прозрачные стекла рассеивают плохо, бьют точечно, матовые рассеивают получше. Но в любом случае световая панель — это концентрированный пучок света с малым рассеиванием.

В жилой комнате под такими панелями может быть не очень-то удобно — вам постоянно в глаза будет бить резкий, жесткий свет скорее всего достаточно внушительной мощности. Led-панели и накладные светильники хороши для технических помещений: ванная, прихожая, кладовая, гардеробная, офисы и общественные места и т. д. Отлично подходят для дополнительной подсветки рабочих зон.

В кухне из-за большого количества мебели практически всегда мало одной люстры. К тому же когда вы стоите лицом к кухонному гарнитуру, вы заслоняете себе свет спиной. Точки над гарнитуром, светодиодные накладные светильники на фартуке под шкафами — можно еще бра в обеденном уголке для вечерних интимных чаепитий, мало не будет!

Минус любых готовых панелей и светильников в том, что, когда они перегорят — придется либо перепаивать выгоревшие диоды собственными силами, либо покупать полностью новый светильник. Если модель накладная — нет проблем, а вот со встраиваемыми придется подбирать по формату прорезанного гнезда.

Точечные светильники

Эти малютки хороши как поддержка основному освещению в жилых комнатах. Например, если у вас большая гостиная и одной люстры не хватает – поставьте по периметру точки и будет светло и ярко. А с раздельным управлением еще и удобно регулировать количество света по настроению. Точки частенько выступают основным светом в небольших помещениях — ванных комнатах, прихожих.

Целиком подсветить большую комнату точками сложно, потому они рассчитываются в среднем один светильник на один квадратный метр. Со светодиодными лампами они могут светить достаточно ярко, эквивалентно 90 Вт накаливания, лучи по потолку будут четкими и искристыми в отличие от галогенных ламп, которые дают размытое и тусклое свечение.

Не стоит ставить точечное освещение в зонах, где вы чаще всего находитесь и отдыхаете: над кроватями, диванами. Либо же продумать возможность выключать их отдельно. Свет от точечных светильников достаточно направленный и может давить на глаза, если вы решили расслабиться.

Светодиодная лента

Эта штучка может много и еще больше. От подсветки ступенек на лестнице до исполнения роли гирлянды на елке. Контурная подсветка пола, потолка, арок, дополнительное выделение витринных и выставочных зон, рабочих мест: полок, стендов, кухонных гарнитуров и т. д.

Светодиодная лента различается по мощности, температуре цвета и своим возможностям. Цветные RGB-ленты на пульте управления вообще играют несколькими цветами, могут переливаться, мигать — красота, да и только.

Есть более бюджетные ленты с открытыми диодами, а есть ленты в силиконе — он и диоды защищает от повреждений, и смягчает свечение, добавляя легкое рассеивание. Есть ленты с защитой от влажности, открытых брызг, пыли.

Прожекторы бывают уличными и для внутренних помещений. С уличными все понятно — мощный дальнобойный «фонарь», который поможет не потонуть во тьме ночи вашей придомовой территории или производству. С внутренними интереснее.

Обычно они используются либо в магазинах в качестве верхней подсветки витрин и стендов, либо в помещениях с высоченными потолками, где не хватит дальности обычных ламп.

Чаще всего прожекторы поворотные и монтируются до нескольких штук на рейлинг — можно менять их место расположения.

С огромной осторожностью используйте прожекторы в жилых помещениях с низкими потолками или небольшой квадратуры. Эти малыши буду давать такой концентрированный и направленный свет, что вам вряд ли будет под ним уютно.

Варианты освещения сцены: какой должна быть подсветка, схемы

Светодиодное освещение для сцены. Как выбрать?

Искусство сегодня проявляется в самых разнообразных формах. Одним из его частых атрибутов является цена, на которой, к примеру, ставятся спектакли в театре или группа играет свой концерт. И здесь само освещение становится частью искусства, оно может влиять и влияет на силу восприятия зрителями увиденного.

Освещение сцены требует грамотного и профессионального подхода, который включает не только правильное размещение светильников, но и выбор требуемого оборудования (прожекторы, софиты и т.д.).

Без этого не получится создать своими руками подсветку сцены ни в театре, ни для актового зала или всего дома культуры.

О том, чем нужно руководствоваться при самостоятельной организации освещения сцены самых разнообразных сооружений, расскажет наша сегодняшняя статья.

Принципы, которым необходимо следовать

Сценическое освещение представляет собой искусственный тип подсветки, но здесь существует большое количество нюансов, о которых стоит знать. Для того чтобы освещение на сцене дома культур или концертного зала соответствовало нормам и правилам, существуют конкретные принципы, которым нужно следовать. К ним относятся:

  • световое освещение здесь не является отдельным элементом. Оно служит основой для создания с его помощью визуального образа. Этот образ должен подчеркнуть в наиболее выгодном свете все, что происходит на сцене любого культурного сооружения (актового или концертного зала дома культуры и т.д.);
  • схема, по которой размещается световое оборудование (потолочные лампы, софиты, прожекторы и т.д.), должно учитывать специфику происходящего на подмостках;

Обратите внимание! Освещения сцены всегда должно отражать происходящее на ней. Иначе оно будет неуместным и не сможет в полном объеме осветить происходящее. Например, для рок-концерта и выступления народных артистов нельзя использовать одну и ту же схему освещения.

Освещение концертной сцены

  • оценка габаритов. Для актового зала, дома культуры и других небольших площадок стоит использовать не очень мощное осветительное оборудование (прожекторы, софиты и т.д.). А вот для огромных залов может создаваться многоуровневая световая система, состоящая из большого количества оборудования;
  • отсутствие монотонности во время представления или концерта. Для того чтобы разнообразить световое сценическое освещение используется разное оборудование. К примеру, софиты, потолочные или настенные прожекторы и т.д. При этом обязательно следует учитывать особенности сцены актового или концертного зала. Благодаря этому принципу получается длительное время удерживать внимание зрителей на происходящем.

Стоит отметить, что для дома культуры и актового зала, освещение может быть как главным, так и дополнительным элементом. К примеру, при выступлении музыкантов большее значение будет играть акустика помещения, а световое сопровождение будет лишь дополнением.

Назначение сценической подсветки

Ориентируясь на приведенные выше принципы, можно своими руками организовать правильное световое сопровождение для различного рода представлений, театральных выступлений или концертов.
Прежде всего нужно знать, что используемое оборудование (прожекторы, софиты и прочее) должно отвечать определенным требованиям:

  • создавать необходимый уровень освещенности;
  • соответствовать требованиям ГОСТа;
  • быть безопасным для людей;
  • иметь простое обслуживание;
  • иметь высокую четкость подсветки, которая при необходимости позволяет рассмотреть даже незначительные детали;
  • потреблять минимум электроэнергии.

Осветительное оборудование сцены

При этом все оборудование, включая софиты и прожекторы, должны выполнять соответствующие функции:

  • создать качественный и мощный световой поток;
  • формировать необходимую атмосферу, чтобы добиться у публики правильного настроя;

Обратите внимание! Световое освещение на сцене и в зале должно иметь возможность по мере разворачивания действия смещать световые акценты.

  • подчеркивать все действия, происходящие на сцене, чтобы они были видны со всех ракурсов и углов;
  • четко подсвечивать различные элементы: декорации, исполнители, оркестр и т.д. При этом само оборудование (прожекторы и софиты) может подсвечивать различные сценические элементы, в зависимости от надобности. К примеру, световой оператор в течение выступления может менять направленность светового потока, который излучают прожекторы.

Как видим, большую роль в организации освещения на сцене играет именно оборудование и все, что касается его размещения и использования.

Варианты освещения

Сегодня, в зависимости от различных факторов, световое оформление может реализовываться следующими способами:

  • с помощью одного источника света. Им может быть один мощный прожектор;
  • с помощью нескольких, а то и целой группы, источников света. Обычно в данной ситуации используется разнообразное оборудование (например, прожекторы и софиты).

Использование того или иного способа подсветки определяется несколькими параметрами:

  • габариты помещения (актового или концертного зала);

Освещение актового зала

  • предназначение: для проведения концертов, детских утренников, театральных выступлений и т.д.;
  • уровни освещенности, прописанные в регламентирующей документации для данного типа помещения (актового или концертного зала и т.д.);
  • технические характеристики, которые имеет используемое оборудование (софиты, прожекторы и т.д.);
  • мощность используемых источников света. Здесь можно использовать разнообразные источники света: светодиодные, люминесцентные, галогеновые и другие типы лампочек.

Рассмотрим каждый вариант подсветки более детально

Освещение одним источником света

Освещение одним источником света

Данный вариант имеет достаточно сложную реализацию, так как требует щепетильного подбора оборудования по мощности.

Для того чтобы полноценно осветить площадь любого зала, осветительное оборудование в виде одного светильника (к примеру, прожектора) должно размещаться на значительном расстоянии от него. При этом световой поток, который излучает такой светильник, будет неуправляемым. Поэтому ни о каких световых акцентах в данном случае говорить не приходиться.

Обратите внимание! Максимально эффектно прием с использованием одного источника света будет смотреться, когда на площадке присутствует один исполнитель. В такой ситуации удастся акцентировать весь свет на нем, реализуя все задачи.

Но более актуальным и распространенным вариантом организации подсветки концертного или актового зала является использование нескольких источников света.

Освещение несколькими источниками света

Главным принципом сценического освещения является правильное соотношение размера осветительного прибора с получающейся от него тенью. Этого, в максимально полном объеме, можно добиться лишь в ситуации с использованием в системе освещения нескольких видов осветительного оборудования (например, софиты и прожекторы).

Обратите внимание! Чем меньше будет источник света, тем более резкой получится тень и наоборот. Резкость тени будет повышаться при увеличении расстояния от источника света.

Освещение несколькими источниками света

Полноценное освещение сцен имеет несколько планов:

  • передний и задний;
  • верхний и нижний;
  • боковой;
  • сочетающийся.

Каждый план системы освещения может быть реализован следующими видами осветительного оборудования:

  • точечные светильники. Это могут быть софиты, сканеры, прожекторы, приборы полного вращения и прочие;
  • световые панели, куда вмонтированы несколько источников света, которые к тому же имеют возможность давать световой поток в требуемом направлении.

Работа художника по свету

Использование нескольких типов светильников дает возможность художнику по свету создать определенную схему подвески для каждого конкретного случая. Благодаря подвижности осветительных приборов он может быстро менять акценты, создавать тени или наоборот, освещать все пространство и т.д. Такие возможности являются незаменимыми практически при всех сценических действах.

Подходы к использованию светильников

Для того чтобы создать полноценное освещение на сцене, существует несколько подходов к использованию сразу нескольких типов осветительных приборов:

  • задействование определенной группы светильников для каждой отдельной сцены;
  • применение одного светового оформления для всех сцен;
  • использование дополнительных групп светильников наряду с основной подсветкой.

Вариант сценического освещения

Использование разных вариантов светильников позволит подобрать художнику по свету оптимальный вариант подсветки.

Кого и что необходимо освещать

На сценах, в зависимости от типа помещений, в которых они установлены (дом культуры, концертный или актовый зал), могут происходить различные действия. Но, несмотря на это, обязательно нужно освещать:

  • главных действующих лиц. При наличии нескольких исполнителей, они должны равномерно освещаться, вне зависимости от их перемещения;
  • солирующих исполнителей. Их освещают дополнительной группой осветительных приборов и также «ведут» при изменении места размещения.

Обратите внимание! Схемы освещения солистов и исполнителей для концертов, актовых залов и театров будут различными, так как они предназначаются для разных целей.

Подсветка солиста на сцене

Наряду с этим необходимо создание раздельного освещения сцены. Она включает в себя переднюю часть площадки, а также ее среднюю и заднюю часть. Очень часто они дополнительно разбиваются на отдельные участки.

Обратите внимание! Желательно, чтобы количество этих участков было нечетным.

В результате такого деления получается матричная структура, которая может состоять из 9 и более участков. Все зависит от площади пространства — количество участков может доходить до нескольких сотен. Такое деление необходимо для того, чтобы каждый световой прибор мог освещать свой конкретный участок.

Варианты схем сценического освещения

Как уже отмечалось ранее, схема освещения сцены может быть различной. Все зависит от размеров помещения, где она располагается, а также от количества установленных светильников. В качестве примера основного типа освещения может использоваться следующая схема.

Схема организации основного освещения сцены

Как видим, в данной ситуации использовались такие варианты светильников:

  • контрсофит для подсветки исполнителя;
  • рампа – для подсветки лица исполнителя;
  • софиты – они размещаются над площадкой, обеспечивая бестеневое освещение;
  • задники – создают фон.

А боковое освещение может организовываться по такой схеме:

Схема для бокового освещения

Данная схема реализуется следующим оборудованием:

  • ложа – освещает передний план сцены;
  • портал – освещают глубь сцены;
  • боковые подсветы – дополняют порталы, обеспечивая объемное освещение.

Это основные, базовые варианты, но наряду с ними есть и другие схемы, которые также с успехом используются.

Заключение

Для того чтобы качественно и, главное, правильно организовать освещение на сцене, необходимо придерживаться определенных принципов и также рекомендаций. Также стоит правильно подобрать осветительное оборудование и расположить его по определенной схеме. Только таким образом можно добиться качественной подсветки сцены в любой ситуации.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.