Учет обязательств в бюджетных учреждениях

Характеристики бюджетных обязательств

Учет обязательств в бюджетных учреждениях

Муниципальные и государственные учреждения сотрудничают с другими организациями, гражданами. В результате правоотношений формируются определенные обязательства, которые погашаются из государственных денежных запасов.

Публично-правовые образования оплачивают товарно-материальные ценности, ресурсы, работы строго по целевой программе. Принятые бюджетные обязательства — это задолженность, обязательная для исполнения в настоящем периоде.

Формируются, погашаются такие обязательства в определенном порядке бухгалтерского учета.

Характеристика

Залогом эффективной работы государственной системы является корректное формирование, распределение бюджетных активов, или, говоря простым языком, бюджет государства.

Это реестровый перечень долговых обязательств, источников их покрытия, погашения. Совокупность расчетов нескольких субъектов Российской Федерации называется консолидированным бюджетом.

Такая программа имеет различие в том, что охватывает несколько областей единовременно.

Доходную часть бюджетной таблицы составляют все поступления по налоговым обязательствам от граждан, предприятий, госпошлины, сборы.

Расходная доля формируется из всех обязательных взносов для обеспечения непрерывного, эффективного функционирования федеральной системы, органов власти.

Если величина доходов существенно меньше суммы затрат, формируется дефицит, по обратной картине – профицит бюджетных средств.

План распределения денежных средств строится задолго до наступления очередного финансового года. Этот процесс реализуется под контролем специалистов, обособленных экономических отделов, представителей органов власти, УФК. Распорядители общефедеральных активов составляют сводные и сокращенные росписи по регламенту расходования финансов.

Долговые обязанности формируются у публично-правовых образований, муниципальных предприятий перед гражданами или коммерческими, некоммерческими компаниями под действием конкретных договоренностей, с учетом требований действующих нормативов и законодательных регламентов. Публичные обязательства бюджетных учреждений — это совокупность выплат, адресованных гражданам и предприятиям, размер определяется по специальным формулам, с перерасчетом по индексации.

Регулирование бюджетных обязательств происходит в соответствии с законодательством

Адресаты государственной программы финансирования принимают на себя денежное обязательство, по условиям которого необходимо произвести корректное распределение финансов между участниками гражданско-правовых взаимоотношений.

Допускаются межбюджетные отношения, которые отличаются тем, что платежи перечисляются в пределах федеральной системы.

Такие субъекты могут предоставлять друг другу трансферы, безвозмездную денежную помощь, а также безвозвратные нецелевые выплаты (дотации).

Общий перечень, расшифровка терминов, которые используются по отношению к бюджетным обязательствам, определен ст.6 БК РФ. Все казенные учреждения осуществляют расчеты по долгам исключительно через счет, открытый в банковской организации. Все платежи имеют целевой характер. Перерасход денег сверх лимита, госзадания, нецелевые выплаты грозят исполнителю негативными последствиями.

Регламент учета

Санкционирование бюджетных обязательств является обязательным условием нормативного расходования денежных средств, выделенных государством или муниципалитетом.

Процедура ведения учета задолженности реализуется по четырем этапам: принятие, подтверждение обязательства, разрешение платежа и контроль над его исполнением. Каждый из моментов подлежит регистрации.

Взаиморасчеты с контрагентами строятся после заключения госконтрактов, иных письменных соглашений.

Получатели государственных денег обязаны расходовать их в соответствии с назначением, в пределах установленных нормативов и лимитов.

Величина предельных сумм предоставляется учреждению на специальных бланках, составленных регулятором в электронном или бумажном виде. Ответственное лицо обязано доводить информацию до адресата.

Если не лимитированы расходы, предприятие не имеет права заключать контракты и устанавливать договоренности с исполнителями, поставщиками, подрядчиками.

Публично-нормативные обязательства заполняются на счетах бюджетного учета по соответствующим стадиям реализации:

  • Учитывание лимитов – сч. 501.00.
  • Получение ассигнований из государственного фонда – сч. 503.00.
  • Взаиморасчеты по правоотношениям, осуществление выплат в адрес граждан, предприятий по действующим контрактам, соглашениям – сч. 502.00.

По бюджетным обязательствам должен вестись учет

Для детализации обязательств применяется аналитика, которая представляет собой цифровую комбинацию на двадцать второй позиции бюджетного счета в соответствии со сроком реализации бюджета:

  • Цифра один – текущий год.
  • Два – очередной период.
  • Три – второй год после настоящего.
  • Четыре – третий.
  • Девять – последующие периоды.

Проводки по отражению бюджетной задолженности вносятся исключительно по правильно оформленным первичным документам. Если в документации будет допущена значительная ошибка, исполнителю может быть отказано в возмещении затрат. При ликвидации компании неизрасходованные активы возвращаются в фонд государства.

Среди основных видов платежей по бюджетным обязательствам выделяют выплаты заработной платы трудящимся на должностях в государственных службах, налоги, сборы, госпошлины. В эту категорию включаются также взаиморасчеты с физическими и юридическими лицами по публично-нормативным обязательствам.

Учетные регистры

Учет обязательств в бюджетных учреждениях осуществляется компетентными гражданами на основании утвержденных инструкций и нормативов.

Бухгалтер бюджетного учреждения формирует проводки поэтапно: при опубликовании тендера на госзакупки – по сч. 502.07, заключении госконтракта – 502.01, зарплата, налоговые и прочие перечисления – 502.01, возникновение резерва – 502.

99, расходование фонда – 502.01. Регистрация финансовых обязанностей производится с использованием счета 502.02.

Предоплата за вычетом осуществленных возвратов учитывается по аналитическому сч. 206.00.

При принятии бюджетных обязательств по настоящему операционному промежутку в бюджетном учреждении финансовый специалист оформит хозяйственную операцию и отразит проводки кредитовым оборотам сч. 302.00.

Если на протяжении двенадцати календарных месяцев погашается задолженность, сформированная в прошлых периодах, то она отражается по дебетовым реестрам сч. 304.03, прочие погашения — сч. 302.00, 304.02.

При формировании отчетности учитывается различная документация

Операции по выдаче денежных средств, за исключением авансовых выплат, сотрудникам учреждения для исполнения служебных обязанностей отражаются по сч. 208.00. Безусловные перечисления в разрезе бюджетной системы оформляются проводками на сч. 303.00.

Порядок принятия

Процедура формирования проводок по долговым обязательствам федерального, муниципального учреждения основывается на принятии к бухгалтерскому учету первичной документации: акты, счет-фактуры, накладные, исполнительные, прочие распорядительные судебные формы, различные утвержденные бланки. Расходные индикаторы появляются в регистрах бухучета на основании заключенных соглашений аренды, поставки, реализации, лизинга и т. д.

Независимо от организационно-правовой формы, вида бизнеса, сферы деятельности предприятия, с которым государственная организация заключает соглашения о сотрудничестве, бухгалтер исполнителя бюджетной программы принимает задолженность к учету исключительно в рамках разрешенных лимитов. Чтобы при проверке контролирующие органы не вынесли замечаний, необходимо особенно внимательно изучать первичные бланки, проверять правильность, законность операций.

Ни одно уполномоченное лицо казенных предприятий не имеет права принимать и утверждать расходы, превышающие строгие рамки. Постановка требований является безусловной для исполнения любыми уровнями бюджетной системы. Именно поэтому все компании четко придерживаются плана и избегают перерасхода денежных средств.

Если баланс, отчет не сойдутся, гражданам грозит административная ответственность. Виновнику придется уплатить в бюджет государства от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.

Такие действия также не окажутся незамеченными в плане дисциплинарных взысканий, минимально физлицо получит выговор на словах или с занесением в личное дело, в крайнем случае, лишится работы и права занимать аналогичные должности.

Когда фирма принципиально, преднамеренно заключает контракт, превышающий по сумме установленные ограничения, суд признает такие действия недействительными и отменит соглашение. Правонарушитель освободится от ответственности, когда сверхлимитные платежи пошли на погашение просроченной кредиторской задолженности, судебных, страховых издержек, налоговых санкций и пр.

Лимиты должны быть правильно распределены

При необходимости в учетные данные вносятся соответствующие корректировки. Например, контракт на госзакупки сырья заключен в январе текущего года на сумму 5 млн. руб. В сентябре выяснилось, что часть товаров не может быть поставлена, поэтому сумма соглашения будет уменьшена. Бухгалтер отразит проводки по сокращению расходной части.

Лимитирование на 2018 г

Процедура распределения лимитов между участниками бюджетной системы – очень сложные, многоуровневые, поэтапные мероприятия. Для каждого учреждения в соответствии с планируемыми потреблениями ресурсов, запросами на обновление технологической базы, расширение производственных мощностей рассчитываются индивидуальные ограничения по расходу финансов.

Задачей Минфина РФ и Казначейства является структурирование имеющихся денег, чтобы всем потребителям предоставились максимальные возможности для удовлетворения обоснованных запросов и потребностей. Нельзя выделить конкретное учреждение и позволить ему выполнить все планы в ущерб другим компаниям.

Именно политика равенства, система пропорционального распределения ресурсов и активов помогает правительству страны поддерживать баланс и обеспечивать результативную работу внутренней структуры. Распорядители в 2018 г.

, как и по предыдущим и последующим периодам, составляют реестры расходования бюджетных средств в соотношении к фактическому дефициту.

Ежегодное совершенствование расходных программ позволяет государству выйти на новый уровень экономического развития.

Заключение

Бюджетные обязательства – замысловатая и многогранная система расчетов по контрактам и соглашениям с гражданами, коммерческими и некоммерческими компаниями.

Государственные предприятия не могут расходовать денег больше, чем выделено по программе на предстоящий год. В исключительных случаях долгосрочные проекты переносятся на следующие периоды.

За нарушение бюджетного законодательства руководителям учреждений и их уполномоченным лицам грозит административная ответственность.

В видео речь пойдет об обязательствах:



Отражение принятых денежных обязательств в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Учет обязательств в бюджетных учреждениях

Данная статья посвящена теме ведения учета данных по денежным обязательствам в программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8». В этой теме мы рассмотрим особенности ведения такого учета, включая случаи перерегистрации и изменения объема обязательств, а также расскажем о том, как сформировать регистры учета в данной программе.

В программе «1С: Бухгалтерия госучреждения 8» учет по денежным обязательствам ведется на нескольких счетах:

  • 502.12 – денежные обязательства, принятые на текущий финансовый год
  • 502.22 – обязательства, принятые на первый год, следующий за текущим
  • 502.32 – денежные обязательства, принятые на второй год, следующий за текущим
  • 502.42 – обязательства на второй год, следующий за очередным

В соответствии с Инструкцией по использованию ЕПСБУ по данным счетам ведение аналитического учета осуществляется:

  • По видам принятых обязательств в разрезе «Принятые обязательства»  типа «Справочник Договоры и иные основания возникновения обязательств»
  • По видам расходов в разрезе «КЭК» (коды экономической классификации)  типа «Справочник КЭК»
  • По лицевым счетам в разрезе «Разделы лицевых счетов» типа «Справочник»
  • По видам финансового обеспечения деятельности (КФО) и КПС (классификационным признакам счетов) в соответствии со структурой рабочего плана счетов организации

Отражения операций по счетам осуществляется в журнале №9. То есть в проводках по счету будет установлен номер журнала 9, а операции будут отражаться в Журнале по санкционированию № 9.

Регистрация денежных обязательств

В программном решении «1С: Бухгалтерия госучреждения 8» суммы денежных обязательств, принятых учреждением на текущий год, отражаются в документе «Принятое денежное обязательство». Его можно ввести самостоятельно или на основе документов, например, таких как «Покупка материалов», «Покупка ОС, НМА», «Отражение зарплаты в учете, «Таможенная декларация по импорту» и др.

Если ввод осуществляется на основании документов, то большая часть реквизитов будет проставлена автоматически (из документа -основания). В том числе будет автоматически заполнен реквизит «Основание», в котором указывается документ, на основании которого проставлялись данные.

Последний шаг – указываем «Лицевой счет» и «Раздел лицевого счета», где будет отражаться кассовое выбытие по исполнению денежных обязательств

Если в программе зарегистрированы факты поступления услуг, работ или товаров, то ввести документ «Принятое денежное обязательство» можно на основании документов этих поступлений.

Бухгалтерские записи по принятым денежным обязательствам можно формировать также при проведении перечисленных выше документов, которые используются для регистрации поступлений работ, услуг, товаров.

Чтобы установить нужный способ регистрации денежных обязательств (автоматическое формирование, в том числе проводки или документы «Принятое денежное обязательство»),  нужно зайти в «Настройки параметров учета». Они находятся в меню на закладке «Ввод денежных обязательств» в меню «Бухгалтерский учет» – «Настройка параметров учета», интерфейс «Полный».

Обращаем Ваше внимание, что если по соответствующему обязательству, то есть по определенному элементу справочника «Договоры и иные основания возникновения обязательств», уже выполнена регистрация денежного обязательства на сумму аванса, то в сформированном автоматически документе «Принятое денежное обязательство» нужно уменьшить сумму до суммы денежного обязательства, зарегистрированного по авансу.

Регистрирование ДО (ден. обязательства) на сумму аванса в соответствии с условиями договора, в том числе в других случаях, ввод документа  «Принятое денежное обязательство»  выполняется самостоятельно.

Новый документ  «Принятое денежное обязательство» вводится с указанием «Даты документа», которая устанавливается  по рабочей дате программы, которую при необходимости можно изменить. Номер присваивается документу автоматически при его записи.

В реквизите «Учреждение»  нужно вписать наименование организации, принявшей обязательство.

Если ведение учета выполняет по видам «Источников финансового обеспечения» (балансов), для проводок нужно установить вид «Источник финансового обеспечения» (ИФО).

В документе оформляется одна операция – это «Принятие денежного обязательства текущего года». При этом указываются те корреспондирующие счета, которые будут отражаться в формируемых при проведении документа проводках: Счет дебета 502.11 и Счет кредита 502.12.

Реквизиты первичного документа – сумма обязательства по видам расходов и основания для принятия обязательства  – также нужно указать в документе

Отслеживать цепочку выполнения сметы, или, другими словами, плана ФХД, от доведенных плановых, сметных назначений до кассовой выплаты можно благодаря тому, что в программе «1С:Бухгалтерия госучреждения 8» по счетам 502.12 и 502.

11 ведется аналитический учет по лицевым счетам (по видам Разделов лицевых счетов типа Справочник).

Поэтому нужно указывать в документе по принятому платежному у обязательству также «Лицевой счет» и «Раздел лицевого счет», на которых будет отражаться кассовое выбытие по исполнению ДО.

В таблице следует указать следующие данные:

  • КФО –  выбираем код финансового обеспечения обязательства
  • КПС, КЭК – указываем код бюджетной классификации и код КОСГУ, по которым обязательство принимается
  • Раздел лицевого счета – выбираем раздел лицевого счета, по которому учитывается принятое обязательство
  • Договор или иное основание возникновения обязательств – выбираем из соответствующего справочника основание, на котором было принято ДО

Если в организации аналитика ведется также по мероприятиям, целям, дополнительной классификации, то в реквизиты также нужно включить «Код мероприятия», «Код цели», «Дополнительная классификация». Настроить видимость необходимых реквизитов можно в «Настройках списка» из контекстного меню.

В реквизите «Сумма на текущий год»  прописывается сумма, соответствующая указанному виду расходов принятого ДО на текущий финансовый год.

Информационная строка «Итого» используется для подсчета итогового значения таблицы. Его рекомендуется сравнить с суммой документа-основания или аванса для принятия денежного обязательства. Если документ заполнен правильно, его нужно записать (жмем на кнопку «Записать») и затем провести (для этого используем кнопки «Привести» или «ОК»).

После проведения документа будут сформированы бухгалтерские записи по принятию ДО в уменьшение взятого обязательства текущего года: по дебету 0.502.11.000  и кредиту 0.502.12.000

В программе можно сформировать из документа бухгалтерскую справку (ф. 0504833) , воспользовавшись кнопкой «Бухгалтерская справка».

Также документ «Принятое денежное обязательство» по авансовым платежам можно ввести на основании договора (элемент справочника «Договоры и иные основания возникновения обязательств»), в котором зарегистрирован документ «План-график финансирования обязательства с суммой аванса».

Изменение объема денежных обязательств

В соответствии с пунктом 311 Инструкции по применению ЕПСБУ, суммы, отражающие изменения объема денежных обязательств организации, которые были приняты в текущем финансовом году, должны отражаться в аналитическом учете по дебету счета 050201000 «Принятые обязательства» и кредиту счета 050202000 «Принятые денежные обязательства». Сумма уменьшения принятых обязательств при этом отражается методом «красное сторно».

Чтобы отразить в программе изменения по объему денежных обязательств, вводится новый документ «Принятое денежное обязательство». Более быстро его можно создать копированием (просто копируем документ «Принятое денежное обязательство», сумму которого нам нужно изменить»)

Чтобы увеличить сумму принятого ДО в новом созданном документе, нужно указать сумму увеличения. Соответственно для уменьшения суммы обязательства вводим сумму уменьшения со знаком минус.

Перерегистрация денежного обязательства

В соответствии с пунктом 310 Инструкции по применению ЕПСБУ, операции по санкционированию обязательств бюджетного или автономного учреждения (в дальнейшем в статье именуются как «обязательства учреждения»), а также обязательств участника бюджетного процесса, которые были приняты в текущем финансовом году, должны формироваться с учетом неисполненных и принятых организацией денежных обязательств.

Если принятое денежное обязательство было не исполнено в текущем году, выполняется перерегистрация неисполненной части обязательства, а затем в новом году выполняется перерегистрация денежного обязательство в объеме, которое запланировано к исполнению.

Для это в программе можно просто скопировать соответствующее «Принятое денежное обязательство» и скорректировать при необходимости его сумму.

Журнал по санкционированию

В соответствии с пунктом 314 Инструкции по применению ЕПСБУ, для учета операций с принятыми денежными обязательствами, используется Журнал по операциям санкционирования, заполняемый на основании первичных (учетных) документов, которые установлены финансовым органом соответствующего бюджета (учреждением). При этом должна отражаться корреспонденция по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренным для данного вида учреждений Инструкцией по использованию Плана счетов.

Отражение операций по счету 502.12 в программе «1С: Бухгалтерия госучреждения 8» осуществляется в «Журнале операций», который в свою очередь позволяет формировать «Журнал по санкционированию по форме 0504071».

Учет бюджетных и денежных обязательств, Комментарий, разъяснение, статья от 01 сентября 2013 года

Учет обязательств в бюджетных учреждениях

Бюджетный учет, N 9, 2013
Т.В.Швыткина,
консультант

по бюджетномуучету

Все бухгалтеры приподготовке квартального отчета сталкиваются с проблемой, какзаполнить форму 0503128. Чтотакое бюджетные обязательства? Чем же они отличаются от денежныхобязательств? Как и с чем сверить данную форму отчетности?Предлагаю в настоящей статье рассмотреть эти вопросы болееподробно.

Всоответствии со статьей6 Бюджетного кодекса бюджетные обязательства – расходныеобязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовомгоду.

Денежные обязательства – обязанность получателя бюджетныхсредств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу засчет средств бюджета определенные денежные средства в соответствиис выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной врамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениямизакона, иного правового акта, условиями договора илисоглашения.

Асогласно пункту308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерскогоучета для органов государственной власти (государственных органов),органов местного самоуправления, органов управлениягосударственными внебюджетными фондами, государственных академийнаук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденнойприказом Минфина России от 1 декабря2010 года N 157н (далее – Инструкция N 157н), денежныеобязательства – это соответствующая обязанность уже не получателябюджетных средств, а обязанность учреждения (казенного, бюджетного,автономного) уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицуопределенные денежные средства в соответствии с выполненнымиусловиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках егобюджетных полномочий, или в соответствии с положениямизаконодательства Российской Федерации, иного правового акта,условиями договора или соглашения. Можно сделать вывод, чтобюджетные и денежные обязательства должны приниматься какучастниками бюджетного процесса (казенными учреждениями), так ибюджетными и автономными учреждениями. В первом случае – в пределахлимитов бюджетных обязательств, доведенных на текущий год, а вовтором и третьем случаях – в пределах доведенной субсидии нагосударственное задание в соответствии с планомфинансово-хозяйственной деятельности или субсидии на иные цели.

Итак, согласно статье219 Бюджетного кодекса исполнение бюджета по расходам состоитиз нескольких этапов.

На первом этапеучреждения принимают бюджетные обязательства в сумме доведенных доних лимитов (для казенных) или прав на принятие обязательств (длябюджетных и автономных). Именно этот этап соответствуетформированию учетных данных по кредиту счета 0 502 01 000″Принятые обязательства” в корреспонденции со счетом 0 50103 000 “Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетныхсредств” (для казенных) или со счетом 0 506 00 000 “Право напринятие обязательств”. Поскольку порядок ведения учета иформирования учетных данных по принятию бюджетных обязательств нераскрывается в ИнструкцииN 157н, он подлежит самостоятельной разработке учреждением изакреплению в учетной политике.

Основания для принятия бюджетных обязательств

Основаниями для принятиябюджетных обязательств являются заключенный договор (контракт),который должен быть подписан и скреплен печатью обеими сторонами,расчеты с подотчетными лицами – на основании утвержденныхруководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса сдальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов попринятому и утвержденному руководителем авансовому отчету,начисление заработной платы и социальных взносов за определенныйпериод (месяц).

Какие документыподтверждают данный факт?

Данный фактподтверждается следующими документами: заключенный договор,расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, авансовыйотчет, ведомость начисленной заработной платы.

Когда необходимо в учетеотражать данную операцию?

На основании указанныхдокументов происходит факт принятия бюджетных обязательств иоформляется бухгалтерская запись:

-датой договора на полную стоимость по договору;

-одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачуденежных средств под отчет;

-датой принятия к учету авансового отчета (необходима корректировкас учетом выданного аванса);

-последним числом месяца, за который начислена заработная плата.

На следующем этапеисполнения бюджета по расходам происходит подтверждение принятыхденежных обязательств. Согласно пункту 4статьи 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств(учреждение) подтверждает обязанность оплатить за счет средствбюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и инымидокументами. Именно данный этап соответствует формированию вбухгалтерском учете информации по счету 0 502 02 000 “Принятыеденежные обязательства”.

Основания для принятия денежных обязательств

Основаниями для принятияденежных обязательств являются оплата аванса поставщику, актвыполненных работ (услуг), товарная накладная, подтверждающая фактполучения товара, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетнойсуммы, авансовый отчет, начисление заработной платы за определенныйпериод (месяц).

Когда необходимо в учетеотражать данную операцию?

На основании указанныхдокументов необходимо принять денежные обязательства и оформитьбухгалтерскую запись:

-датой подписанных акта выполненных работ (услуг), товарнойнакладной; датой выписки органа казначейства, где перечислен аванспоставщикам;

-одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачуденежных средств под отчет;

-одновременно с принятием к учету авансового отчета (корректировкана сумму выданного аванса);

-последним числом месяца, за который начислена заработная плата.

Рассмотрим на примерахпринятие бюджетных и денежных обязательств.

ПРИМЕР 1.

Учет обязательств в бюджетных учреждениях – Бухгалтерия

Учет обязательств в бюджетных учреждениях

08.10.2018

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Согласно статье 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Денежные обязательства, в свою очередь, – это обязанность получателя бюджетных средств выплатить определенные денежные средства. Также, понятия обязательств закреплены нормой п. 308 Инструкции, утв.

приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

Таким образом, бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО). А денежные обязательства отражают те средства, которые необходимо выплатить по факту выполнения гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках бюджетных полномочий или в соответствии с положениями законодательства РФ, условиями договора (соглашения).

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Как правило, денежные обязательства появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов — оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 «Обязательства» (п. 318 Инструкции N 157н).

В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.

1 к приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н.

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

  • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
  • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства.

Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст.

219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно пункту 6 статьи 219 БК РФ.

Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

Пример. 9 января ГРБС до казенного учреждения доведены ЛБО на текущий год по КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ — 3 000 000,00 руб.:

  1. Дебет КРБ 1 501 15 211 Кредит КРБ 1 501 13 211 — отражены полученные ЛБО текущего финансового года в сумме 3 000 000,00 руб.;
  2. Дебет КРБ 1 501 13 211 Кредит КРБ 1 502 11 211 — приняты бюджетные обязательства по выплате заработной платы в сумме 3 000 000,00 руб.;
  3. Дебет КРБ 1 502 11 211 Кредит КРБ 1 502 12 211 — учтено денежное обязательство в сумме начисленной заработной платы за определенный период (месяц).

Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?

Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.

Статья подготовлена

экспертами Компании «Учёт в БГУ»

Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях

Учет обязательств в бюджетных учреждениях

с изменениями от 28.09.2018

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

Как отражать обязательства в бюджетном учете

Учет обязательств в бюджетных учреждениях

Как известно, Федеральный закон от 08.05.

10 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» кардинально изменил принципы функционирования бюджетных учреждений. На основе действующих ранее бюджетных учреждений были созданы казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Данные типы государственных (муниципальных) учреждений закреплены в ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Далее Закон № 7-ФЗ). Для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений Минфином России разработаны свои правила учета.

Так, до перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные учреждения оставались получателями бюджетных средств, и на них в полной мере распространялось бюджетное законодательство.

После перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные учреждения утратили статус получателей бюджетных средств, и в своей деятельности руководствуются законом о некоммерческих организациях № 7-ФЗ, а также «Инструкцией по применению единого плана счетов…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.

10 № 157н (далее Инструкция № 157н), а также «Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 16.12.10 № 174н (далее Инструкция № 174н).

Автономные учреждения, также как и бюджетные, не являются получателями бюджетных средств. Их правовое положение определяется Гражданским кодексом и Законом об автономных учреждениях от 03.11.06 № 174-ФЗ.

Правила бухгалтерского учета для автономных учреждений установлены Инструкцией № 157н, а также «Инструкцией по применению плана счетов автономных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 23.12.

10 № 183н (далее Инструкция № 183н).

Особенности правового положения казенных учреждений определены в статье 161 Бюджетного кодекса, а также отдельными положениями Закона № 7-ФЗ.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ).

Бухгалтерский учет бюджетные учреждения ведут в соответствии с Инструкцией № 157н и «Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета», утвержденной приказом Минфина России от 06.12.10 № 162н (далее Инструкция № 162н).

В начале 2013 года Минфин России выпустил письмо от 21.01.13 № 02-06-07/155, где дал ряд рекомендаций, касающихся в первую очередь получателей бюджетных средств, то есть казенных учреждений. Однако, по мнению Минфина, бюджетные и автономные учреждения тоже должны отражать принятые обязательства, в том числе денежные, принимая во внимание рекомендации, данные в указанном письме.

Чем бюджетные обязательства отличаются от денежных?

Понятие бюджетных и денежных обязательств приведено в статье 6 Бюджетного кодекса:

бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;

денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Учреждение принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (сметных назначений) путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами.

В отличие от бюджетных обязательств (то есть планируемых, ожидаемых расходов) денежное обязательство возникает в результате наступления условий, требующих выполнения от учреждения принятых на себя обязательств.

Учет обязательств в казенных учреждениях

Бухгалтерский учет бюджетных обязательств осуществляется получателями бюджетных средств в соответствии с положениями Инструкции 157н  и Инструкции № 162н.

Согласно пункту 140 Инструкции № 162н к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет.

В письме от 21.01.13 № 02-06-07/155 Минфин указывает, в каком объеме бюджетные обязательства подлежат отражению в учете:

  • обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам) на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), а также обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), принятым в прошлые годы и не исполненным по состоянию на начало текущего финансового года, подлежащие исполнению за счет средств соответствующего бюджета (бюджетных ассигнований) в текущем финансовом году отражаются в бюджетном учете в сумме заключенных контрактов, договоров;

Необходимо отметить, что с 1 января 2013 года бюджетные обязательства, возникающие на основании государственных контрактов и договоров, неисполненных по состоянию на 1 января 2013 года, должны учитываться в составе обязательств текущего финансового года. То есть в 2013 году по счету 50201 могут учитываться принятые еще в прошедшем, 2012 году, бюджетные обязательства.

  • обязательства по оплате труда — в объеме утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
  • обязательства по выплате командировочных расходов (в том числе авансовых платежей) — в сумме начисленных  обязательств (выплат);
  • обязательства по уплате налогов, сборов, пошлин, взносов, включая обязательства по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, — в сумме начисленных обязательств (платежей);
  • обязательства по возмещению вреда, причиненного учреждением при осуществлении им деятельности, а также по иным выплатам, обусловленным вступившими в законную силу решениями суда, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, — в сумме начисленных обязательств (выплат).

В отличие от бюджетных обязательств (то есть планируемых, ожидаемых расходов) денежное обязательство возникает в результате наступления условий, требующих выполнения от учреждения принятых на себя обязательств. Денежные обязательства возникают в результате принятия учреждением бюджетных обязательств.

Отражение в бюджетном учете принятых денежных обязательств осуществляется в соответствии с пунктом 141 Инструкции № 162н.

По кредиту счета получателем бюджетных средств отражаются суммы денежных обязательств учреждения, принятых им в пределах лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), сметных назначений, утвержденных на соответствующий период, а также суммы внесенных изменений в объем принятых денежных обязательств, в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 «Принятые обязательства».

Пример

Учреждение заключило договор на информационно-технологическое сопровождение программного продукта. В бюджетном учете отражены следующие  хозяйственные операции: 1. Отражены принятые бюджетные обязательства по прочим услугам на сумму стоимости услуг по договору:
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.